Путь художника
ЕВГЕНИЙ МИХНОВ-ВОЙТЕНКО. МОЛИТВА "ДЕЙСТВИЕМ" Е. Михнов-Войтенко – редкий художник, он не только создавал художественные произведения, но и пытался осмыслить, что и как он делает, и что из этого получается. Более того, само познание в процессе творческого акта он считал не только результатом, но и целью творчества. В 1961 году он записывает: "Я просто-напросто хочу разобраться в том, чем я работаю, и из чего состоит процесс, да и сам я". С каждым материалом у Е.Михнова складываются особые взаимоотношения, как с существом, наделённым душой. Анимистическое отношение к художественным материалам обусловлено тем, что в спонтанном творчестве они (материалы) равноправны с художником. Художник и материал - лишь актёры, которые разыгрывают свои роли в драматическом действии - живописи. В каком бы материале Е. Михнов ни работал - карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера, соус, масло, эмаль - он добивался поразительных результатов. И какой бы материал ни брал художник, он исчерпывающе использовал его живописные и пластические возможности. Первые абстрактные работы Евгения Михнова-Войтенко датируются 1956 годом, последние - 1988. 32 года служения живописи. И всё это время художник вопреки всему разрабатывал свой метод свободной и спонтанной абстрактной техники. Евгений Михнов-Войтенко на протяжении всей своей жизни избегал конъюнктуры и политики. Он отказался участвовать в газа-невских выставках, поскольку они были чрезмерно политизированы. Единственный раз и с большой неохотой он выставился с газа-невскими художниками в 1976 году в ДК им. С.Орджоникидзе. Это была первая выставка ленинградского нефигуративного искусства. Вообще Е. Михнов-Войтенко выставлялся очень редко и неохотно, поскольку отдавал себе отчёт в том, что он делал, и крайне ответственно относился к выставкам. За тридцать два года творческой деятельности всего две персональные выставки в СССР. Творчество Е. Михнова-Войтенко в самом общем виде можно отнести к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия, хотя сам отрицал принадлежность к каким-либо группам и "измам". Несомненно, такой метод предполагает особое субъективное состояние. Художник должен самоосбодиться, отрешиться от мира, страстей, суеты, чтобы полностью воплотить своё художественное "Я" в действии, раствориться в объекте, слиться с процессом рождения произведения. Художник и произведение соединены неразрывно. Это живая эманация "Я" в творческом процессе. В начале своей творческой деятельности Е. Михнов-Войтенко был увлечён китайским искусством и философией дзэн-буддизма. Его собственное творчество близко буддийской эстетике вэньжень хуа. Согласно этой традиции, творчество - "своего рода религиозная игра, тайна особой благодати. Художника, который посвящает себя такой игре, охватывает внезапное осознание безграничной автономии, и он пишет так, как поёт птица, как веет ветер, как бьёт ключом живая вода. Его мысли ускользают из-под контроля его воли. Его кисть руководствуется не рассуждением, а интуицией, сознанием абсолютно свободным, которое совпадает с объектом и в то же время его производит." (Е.В. Завадская) Позднее религия для Михнова-Войтенко утратила какие-либо конфессиональные рамки, а художественное творчество превратилось в сакральное действие. Он пишет в записной книжке: "Каждая работа - молитва... Молитва "действием". Разговор о моём жесте-молитве, жесте-постижении, жесте-познании, вообще широко "жесте" как моменте просачивания, о "чистоте"... "Вообще-то я не художник, а "богомаз", потому что мой взор обращён не на внешнее (природа, человек и т.д.), а на духовное". "Я хотел бы достичь того, чего достигает духовная музыка - нет ни начала, ни конца". "Мои родственники - богомазы всех времён". "Чем я занимаюсь? Создаю современную икону". Валерий ВАЛЬРАН
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||