БИОГРАФИЯ

О ХУДОЖНИКЕ - ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

АЛЕКСАНДР АЛЬТШУЛЕР
ЛЕОНИД АРОНЗОН
ВАЛЕРИЙ КУЛАКОВ
РОСТИСЛАВ КЛИМОВ
ГЕННАДИЙ ПРИХОДЬКО
ВЛАДИМИР РОХМИСТРОВ
ЕВГЕНИЯ СОРОКИНА

ЗАПИСИ

ЗАПИСИ 1961 - 1969
ЗАПИСИ 1979 - 1980-х
ИЗ БЕСЕД. 1970 - 1985 (дневник Е.Сорокиной)

ВЫСТАВКИ

ВЫСТАВКИ
ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ
ПУТЬ ХУДОЖНИКА
ПАМЯТНЫЕ АДРЕСА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
КИНОЗАЛ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПАМЯТИ К. КУЗЬМИНСКОГО
 
 

Найдите нас на facebook

Михнов-Войтенко
Евгений
   

 

Путь художника

 

ЕВГЕНИЙ МИХНОВ-ВОЙТЕНКО. МОЛИТВА "ДЕЙСТВИЕМ"

Е. Михнов-Войтенко – редкий художник, он не только создавал художественные произведения, но и пытался осмыслить, что и как он делает, и что из этого получается. Более того, само познание в процессе творческого акта он считал не только результатом, но и целью творчества. В 1961 году он записывает: "Я просто-напросто хочу разобраться в том, чем я работаю, и из чего состоит процесс, да и сам я".

С каждым материалом у Е.Михнова складываются особые взаимоотношения, как с существом, наделённым душой. Анимистическое отношение к художественным материалам обусловлено тем, что в спонтанном творчестве они (материалы) равноправны с художником. Художник и материал - лишь актёры, которые разыгрывают свои роли в драматическом действии - живописи.

В каком бы материале Е. Михнов ни работал - карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера, соус, масло, эмаль - он добивался поразительных результатов. И какой бы материал ни брал художник, он исчерпывающе использовал его живописные и пластические возможности.

Первые абстрактные работы Евгения Михнова-Войтенко датируются 1956 годом, последние - 1988. 32 года служения живописи. И всё это время художник вопреки всему разрабатывал свой метод свободной и спонтанной абстрактной техники.

Евгений Михнов-Войтенко на протяжении всей  своей жизни избегал конъюнктуры и политики. Он отказался участвовать в газа-невских выставках, поскольку они были чрезмерно политизированы. Единственный раз и с большой неохотой он выставился с газа-невскими художниками в 1976 году в ДК им. С.Орджоникидзе. Это была первая выставка ленинградского нефигуративного искусства. Вообще Е. Михнов-Войтенко выставлялся очень редко и неохотно, поскольку отдавал себе отчёт в том, что он делал, и крайне ответственно относился к выставкам. За тридцать два года творческой деятельности всего две персональные выставки в СССР.

Творчество Е. Михнова-Войтенко в самом общем виде можно отнести к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия, хотя сам отрицал принадлежность к каким-либо группам и "измам".

Несомненно, такой метод предполагает особое субъективное состояние. Художник должен самоосбодиться, отрешиться от мира, страстей, суеты, чтобы полностью воплотить своё художественное "Я" в действии, раствориться в объекте, слиться с процессом рождения произведения. Художник и произведение соединены неразрывно. Это живая эманация "Я" в творческом процессе.

В начале своей творческой деятельности Е. Михнов-Войтенко был увлечён китайским искусством и философией дзэн-буддизма. Его собственное творчество близко буддийской эстетике вэньжень хуа. Согласно этой традиции, творчество - "своего рода религиозная игра, тайна особой благодати. Художника, который посвящает себя такой игре, охватывает внезапное осознание безграничной автономии, и он пишет так, как поёт птица, как веет ветер, как бьёт ключом живая вода. Его мысли ускользают из-под контроля его воли. Его кисть руководствуется не рассуждением, а интуицией, сознанием абсолютно свободным, которое совпадает с объектом и в то же время его производит." (Е.В. Завадская)

Позднее религия для Михнова-Войтенко утратила какие-либо конфессиональные рамки, а художественное творчество превратилось в сакральное действие. Он пишет в записной книжке: "Каждая работа - молитва... Молитва "действием". Разговор о моём жесте-молитве, жесте-постижении, жесте-познании, вообще широко "жесте" как моменте просачивания, о "чистоте"... "Вообще-то я не художник, а "богомаз", потому что мой взор обращён не на внешнее (природа, человек и т.д.), а на духовное". "Я хотел бы достичь того, чего достигает духовная музыка - нет ни начала, ни конца". "Мои родственники - богомазы всех времён". "Чем я занимаюсь? Создаю современную икону".

Валерий ВАЛЬРАН   

 

Живопись 1950-е (масло)

1955 г.

1955 г.

1955 г.

1955 г.

1956 г.

1956 г.

Из цикла "Влюб-лённые". 1956 г

1957 г.

Из цикла "Семейки". 1957 г.

Соня. 1957 г.

1957 г.

Автопортрет. 1957 г.

Вознесение. 1957г.

1959 г.

1959 г.

Живопись 1959-61 (нитроэмаль)

Тутти. 1959 г.

Ab ovo. 1959 г.

1960 г.

Кричащий крест. 1961 г.

Моцарту. 1961 г.

1961 г.

Рукопожатие. 1961г.

1961 г.

БезДна. 1961 г.

1961 г.

Работы 1959-61 (коллажи, гуашь)

1959 г.

1959 г.

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1961 г.

Автопортрет. 1961г.

Живопись 1960-е (рельефы)

1965 г.

1965 г.

1965 г.

1967 г.

1971 г.

 

Процесс создания работ Михновым. Снято на ул. Рубинштейна 14 апреля 1973 г. Г. Приходько по инициативе К. Кузьминского.

 

Живопись 1970-80-е (темпера)

1972 г.

1973 г.

1973 г.

Посвящение Л. Аронзону. 1973 г.

Посв. Мэхелии Джексон. 1973г.

1973 г.

Посвящение Л. Аронзону. 1973 г.

Посвящение И. Босху. 1973 г.

Посвящение П. Казальсу. 1973 г.

1974 г.

1974 г.

1974 г.

1974 г.

Посвящение Л. Аронзону. 1974 г.

Без точки опоры. 1975 г.

1975 г.

1975 г.

1975 г.

Крест. 1975 г.

1975 г.

1975 г.

1975 г.

1975 г.

1975 г.

День первый. 1976г.

1976 г.

1976 г.

Форум. 1976 г.

1976 г.

1976 г.

1976 г.

1977 г.

1977 г.

1977 г.

1977 г.

1978 г.

1978 г.

1978 г.

1978 г.

1978 г.

1978 г.

Из цикла "Путь паломника".   1978 г.

1979 г.

1979 г.

1979 г.

Левая часть триптиха. 1980 г.

Центральная часть триптиха. 1980 г.

Правая часть триптиха. 1980 г.

1980 г.

1980 г.

1980 г.

1981 г.

Сфера. 1982 г.

1982 г.

1986 г.

 

В доме на набережной Карповки,
где с 1975 по 1988 г. жил и работал Михнов.

 

Графика 1960-е (тушь, акварель, гуашь, восковый карандаш)

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1960 г.

1961 г.

1961 г.

1962 г.

1962 г.

1962 г.

1962 г.

1962 г.

1962 г.

Танец. 1962 г.

1962 г.

Двое. 1962 г.

1962 г.

1963 г.

1962 г.

 

Графика 1960-е (карандаш, грифель)

1961 г.

1964 г.

1964 г.

Беседы. 1965 г.

Троица. 1966 г.

1966 г.

Моление. 1966 г.

Троица. 1966 г.

1967 г.

Двое. 1967 г.

 

Графика 1974-75 (тушь, чернила)

1974 г.

1974 г.

1974 г.

1974 г.

1975 г.

 

 


Биография  |  О художнике - его современники: Александр Альтшулер, Валерий кулаков, Ростислав Климов, Геннадий Приходько, Евгения Сорокина  |  Записи 1961-1969   1979-1980-х   Из бесед 1970-1985  |  Выставки  |  Первая персональная выставка  |  Путь художника (работы и фото)  |  Об Этом сайте

Copyright © Е. Сорокина, 2014

Создание и поддержка сайта: avk