БИОГРАФИЯ

О ХУДОЖНИКЕ - ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

АЛЕКСАНДР АЛЬТШУЛЕР
ЛЕОНИД АРОНЗОН
ВАЛЕРИЙ КУЛАКОВ
РОСТИСЛАВ КЛИМОВ
ГЕННАДИЙ ПРИХОДЬКО
ВЛАДИМИР РОХМИСТРОВ
ЕВГЕНИЯ СОРОКИНА

ЗАПИСИ

ЗАПИСИ 1961 - 1969
ЗАПИСИ 1979 - 1980-х
ИЗ БЕСЕД. 1970 - 1985 (дневник Е.Сорокиной)
«ТУСКУЛАНСКИЕ БЕСЕДЫ»
«Е. ГРОСС»

ВЫСТАВКИ

ВЫСТАВКИ
ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ
ПУТЬ ХУДОЖНИКА
ПАМЯТНЫЕ АДРЕСА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
КИНОЗАЛ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПАМЯТИ К. КУЗЬМИНСКОГО
 
 

Найдите нас на facebook

Михнов-Войтенко
Евгений
   

 

Биография

1932 - родился  5 июля в Херсоне, городе на берегу Днепра, где с 1914 по 1933 г. проживала большая семья  его деда, Михнова Александра Григорьевича, юриста, получившего образование в Юрьевском (Тартуском) университете.

 

Бабушка Софья Васильевна - дочь почётного гражданина города Острогожска Воронежской губернии, присяжного поверенного Василия Васильевича Говорова, предки которого были священниками.

 

1935 -  после развода родителей (Войтенко Григория Сергеевича и Михновой Валентины Александровны) живёт у деда  в Воронеже, на улице Сакко и Ванцетти, д. 73а, кв.2.

 

1936 - переезд в Ленинград, в новую семью матери (ул. Марата, 40-10).

 

1941 - начало войны застало в Кировске Мурманской области, в гостях у деда, переведённого туда в 1938 году. Гостиница, где они жили,  чудом осталась цела во время  бомбёжки. В июле - эвакуация семьи в Казахстан,  г. Семипалатинск.

 

1944-1946 - Днепропетровск.

 

1946 - возвращение в Ленинград, 7 класс 301 школы.

 

1947 - из-за конфликта в школе поступает по настоянию отчима в артиллерийское училище, откуда вскоре, в мае 1948 года, был отчислен.

 

1948 - работает токарем на заводе им. Свердлова, учась в вечерней школе.

 

1950 - уезжает в Минск, к сёстрам матери, чтобы окончить среднюю школу.

 

1951 - поступает в 1-й Ленинградский педагогический институт иностранных языков, на скандинавское отделение переводческого факультета. Занимается спортом - лёгкой атлетикой, волейболом. Увлекается фотографией и музыкой, игрой на рояле.

 

1952 - 1956 - драматическая студия в ДК им. Первой Пятилетки, руководитель Ф.М. Никитин. В марте 1956-го Е. Михнов с Соней Филькинштейн организуют новую студию в ДК им. Ильича.

 

1954 - уходит из педагогического института в связи с ликвидацией в 1953 году переводческого факультета.

 

1954 - 1958 - обучение в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского, на постановочном факультете, открытом в 1954 году, курс Н. П. Акимова.

 

1956 - первые большие работы маслом, они были представлены на выставке учеников Н.П. Акимова в Доме работников искусств в 1958 году.

 

1956 - увлечение кино, кинопробы в студии по сценариям Михнова.

 

1957 - переезд на улицу Рубинштейна, 18, кв.23, после женитьбы на С.Г. Филькинштейн (развелись в 1959г.)

 

1958 - 14 июня защитил дипломную работу на тему "Оформление спектакля по пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо".

 

1958-59 - создание тюбичных холстов (2х3м), масляная краска наносилась на поверхность холста  из тюбиков, без кистей. Всего этих холстов, вероятно, было сделано девять - их репродукции есть в каталогах выставок. Большим холстам предшествуют десятки жестовых композиций на бумаге в половину чертёжного листа.

 

1959 - открытие нитроэмали, восхитившей своими возможностями.

 

Первая нитроэмаль, сделанная двумя жестами - чёрной и белой краской - нечто рвущееся наружу из небытия, по напряжённости и грандиозности события соотносима с первым днём творения. Михнов сказал, что тогда "почувствовал себя  перед ней пылинкой".

 

Вершина этого цикла - нитроэмали размером 1,5х1,5 метра: "БезДна", "Посвящение Моцарту (40-я симфония)", "Тутти" ("Все вместе").

 

В нитроэмалях, как ни в какой другой технике, по словам Михнова, "момент времени - феноменальный момент для работы. Чем дольше работаешь, тем больше теряешь - ручей бегущий... Если человек работает мгновенно, он берёт чистую ноту".  "Секунда, умноженная на вечность".  /М-В,1971/

 

Нитроэмаль с условным названием "Бабочка" /1967г./ - одна из самых значительных работ Михнова, предельная - по форме и по содержанию. В ней зафиксирован миг рождения из двух противоположных субстанций - чёрного и белого, тьмы и света, добра и зла, инь и ян - рождение живого, трепетного  Бытия.

 

1959-1988 - состоит в штате комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ) Художественного фонда, впоследствии - КДПИиС.

 

Так как заказы получить было сложно, оформительских работ Михновым сделано немного, но все они оригинальны и новаторски.

 

Наиболее значительные: интерьеры ресторана "Москва" на углу Невского и Владимирского проспекта (настенные панно из хрустального и чёрного стекла в технике свободного литья, люстра из ствола дерева с ветвями, панно-стена "Солнце и Луна" - резьба по дереву).

 

Для Дворца металлургов в Череповце выковал решётки, напольные канделябры и за один вечер(!) без эскиза вырезал стамеской на обожжённом дереве панно "Белые ночи" размером 8х3,5м.

 

Представляет интерес справка о зарплате Е.Михнова в комбинате: 1962г. - 2254р., 1963г. - 792р., 1964г. - 2837р., 1965г. - 1606р., 1966г. - 1575р., 1967г. - 5153р.

 

С 1968 года зарплаты не было.

 

Талант Михнова-монументалиста, к сожалению,  не был реализован, но он чувствуется в каждой его работе, даже в карандашных миниатюрах.

 

Недаром Михнов говорил о своей живописи: "моя монументальная интимность, моя  интимная монументальность ".

 

1960 - открытие туши. Когда работать с нитроэмалью стало невозможно (из-за отсутствия мастерской и средств на краски), Михнов переходит к бумаге, используя карандаш, грифель, гуашь, фломастеры, цветные восковые карандаши.

 

Туши Михнова - мир фантастической свободы, надземные, призрачные композиции: "Шествия", "Стояния", "Хоралы", "Видения"...

 

1961 - оформление книги Г.А. Товстоногова "Современность в современном театре". /"Искусство" Л.-М. 1962/,  книги Г.Козинцева "Наш современник Вильям Шекспир" /1962/.

 

1960-е - создание рельефов на холсте (масло), с помощью мастихина и шпателя. Эти скульптурные композиции монохромны - красные ("Танец", "Пётр и Павел"), коричневые,  чёрный, тёмно-серый ("Лик"). 

 

1970 - 13 октября, трагическая смерть поэта Леонида Аронзона, друга художника с конца 1960-х.

 

1972 - лето на Волхове, в деревне Пчева. Открытие нового материала - соуса, который становится связующей основой во всех последующих произведениях Михнова, звучанием своим преобразив и расширив его палитру.

 

1972 - 1975 - многочисленные работы-посвящения: друзьям, маме, композиторам - Баху, Глюку, Рамо, Куперену,  виолончелисту  Пабло Казальсу, гитаристу Андреасу Сеговия, джазовой певице М. Джексон, любимым писателям Лоренсу Стерну и  Мелвиллу,  художнику Босху.

 

1974 - поездка в конце мая в Псково-Печерский монастырь, беседы с настоятелем отцом Алипием (Вороновым).

 

1975, 13 мая, переезд на набережную Карповки, д.30, кв.22, дом напротив собора монастыря Иоанна Кронштадского.

 

1975 - знакомство с американским коллекционером Нортоном Доджем, которого привёл художник Евгений Рухин (погибший через полгода во время ночного пожара в мастерской на Красной).

 

1976 - март, съёмки фильма о Михнове съёмочной группой из Москвы по инициативе Евгении Борисовны Гуткиной. Снят процесс создания двух больших работ - от белого листа до их завершения. Впоследствии фильм пропал, плёнка была уничтожена, как сказали режиссёру Вл. Витухновскому, искавшему материалы для своего фильма "Чхая о Сайгоне".

 

1976 - ноябрь, после долгих уговоров (на "газоневских" выставках работ Михнова не было) решил принять участие в выставке нонконформистов на Васильевском острове, в ДК им. Орджоникидзе, в помещении бывшей церкви госпиталя Финляндского полка.  Экспонировалось 16 работ Михнова 1973-1976 годов.

 

1977 - февраль, по настоянию друзей Михнов подаёт заявление в Управление культуры на проведение персональной выставки.

 

1978, с 14 по 25 января - первая  персональная выставка в  малом кинозале ДК им. Дзержинского, на Полтавской,12.

 

Экспонировались 75 работ: тюбичный холст 1959 года, восемь работ 1960-х годов, шесть - 1973г., тринадцать - 1974г.,  шестнадцать - 1975г., восемь - 1976г., двадцать три - 1977г.

 

Несмотря на то, что открытие перенесли на день раньше, зрителей пришло много. После короткой речи искусствоведа В.Н. Альфонсова о том, что мы стоим на пороге новой живописи, под звуки старинной музыки (которую на выставке исполняли Иван Шумилов, Олег Худяков, Александр Райков, Ирэна Ясногородская),  Михнов перерезал ленточку новогоднего серпантина.

 

Сохранились кинокадры, снятые на выставке, они вошли в фильм Максима Якубсона "Имена".

 

За три весенних месяца 1978 года создано 230 работ. Об одной из них Михнов говорил: "Свет такой силы, что хочется закрыть глаза. Ослепительная. Это пласт бытия, которого нет... Когда смотришь на эту работу, нет никаких понятий. Она вне этих понятий. Мир, в котором мы живём, не вмещает эту работу. Он лишний. Она отрицает этот мир... Как можно назвать то, что не имеет названия? Назовём её "Блуждающее Здесь". 

 

1979 - 1981 - летом живёт в деревне Загубье Окуловского района Новгородской области, совмещая отдых, рыбную ловлю, походы в лес - с работой: "Как всегда, работаю, бумаги явно не хватит. Рабочее место, стол то есть, так себе растак, но помаленьку пытаюсь поспорить с неудобствами. Мне ли привыкать к этому!.. Жив пока твой художничек, ну и слава Богу, Богу ли или ещё кому-чему..." (из письма к матери)

 

1982 - с 28 января по 7 февраля - персональная выставка в Москве, в клубе ЖСК "Работники Академии наук СССР" (ул. Д.Ульянова, д.4, кор.2).

 

Отзывы об этой и ленинградской выставках  опубликованы в книге "Михнов и о Михнове" (2006г., СПб, изд. им. Н.И. Новикова).

 

1984 - октябрь, смерть матери,  Валентины Александровны,  в Минске.

 

1985 - 1987 - работа над оформлением ДК в п. Горбунки Ломоносовского района, остались лишь эскизы размера открытки, с  мощным живописным содержанием огромных стен.  Одну из них  назвали "Армагеддон".

 

1988 - весна, у Михнова обнаружено онкологическое заболевание, рак горла.

 

1988, май - участие в коллективной выставке в Доме журналистов.

 

1988, июнь -  поездка в Москву, участие в коллективной выставке в Черёмушках.

 

1988 - отбор  и отправка работ для выставки в Хельсинки (галерея "Хагельстам"), с представителем галереи Ляшко Владимиром Ильичом. Выставка состоялась в 1989 году, после смерти художника. Часть картин была задержана таможней на границе. Впоследствии они переданы в Русский музей.

 

1988 - 2 октября умирает в приёмном отделении больницы у Финляндского вокзала. Последними словами художника, сопровождающему его в машине "скорой помощи" Геннадию Приходько, были: "Спасите мои работы!"

 

Е. Сорокина

 


Биография  |  О художнике - его современники: Александр Альтшулер, Валерий кулаков, Ростислав Климов, Геннадий Приходько, Евгения Сорокина  |  Записи 1961-1969   1979-1980-х   Из бесед 1970-1985  |  Выставки  |  Первая персональная выставка  |  Путь художника (работы и фото)  |  Об Этом сайте

Copyright © Е. Сорокина, 2014

Создание и поддержка сайта: avk