|
||
Е.Михнов-Войтенко.
|
Дневниковые записи Евгении Сорокиной |
2 января, с В.Н. А-м, до ночи, тайным голосованием выбирали "работу года", их оказалось десять.
3-го - бадминтон в качестве лекарства. 4-го - солнце, с утра - работы.
Весь день - одна многострадальная работа. МВ хотел её уже выбросить, но она высохла и - преобразилась... /7 янв./
- Я потерял веру. /8.1/
- Мне нужен журавль в небе, а не синица в руке... /9.1/
- Вокруг меня - дыра... /14.1/
МВ расшифровал непонятное слово в отзыве К.В. Говоровой, что его работы - послы в будущее, и очень порадовался этому определению.
Придумал, как использовать угол, помещая туда работы в рамке.
К/ф "Вестсайдская история" - с опозданием на 20 лет.
Днём смотрели "Меланхолии" 1974г., вечером повесили тюбичный холст 1959-го - "Война и мир, я и оно". /14.1/
14-го - звонок из Минска, известие о смерти "Тёти Симы" (Серафимы Васильевны Говоровой, сестры бабушки), несколько лет назад похоронившей дочь.
О восприятии живописи:
Тебе не приходилось - неожиданно, на природе - услышать удар колокола?
Кажется, это было в деревне Аношкино, под Воронежем, у тёти Симы. Колокол бил в темноте, с большими паузами...
Мои работы, вообще-то говоря, - это удары колокола. Посему, когда смотришь каждую из них, необходимо не торопиться к следующей, а увидев целое - всю её целиком - дать ей отзвучать. И дослушать тишину, которая теперь уж не тишина, не "минус", а "плюс", причём - твой собственный. Это ты звучишь - слушай! (В.Н. А-ву)
О символике цвета:
- Это субъективно. Всё зависит от того, в каком соотношении цвета находятся... Я не вижу, например, голубое отдельно...
На вопрос В. Альфонсова, почему МВ против зрительных ассоциаций:
- Они слишком конкретные. /14.1/
- Любая жизнь - проявление жизни - уже анархия. /16.1/
О работе конца года (№80/164):
- Ты посмотри на неё - сначала снизу, потом левый край, потом всё вместе, целиком. Эти белые происхождения! а этот коричневый! - посмотри, как он возносится - и распадается - зачем распадается? Чтобы объединить всё, чтобы сказать тебе, что ты - живёшь! /21 янв./
Об "Аве Мариа" (пела преподаватель Евгения Борисовна Жук, в тесной комнате студии):
- Всё преобразилось вокруг! Это был живой - божественный - голос, огромный, как будто всю вину в мире берущий на себя. И стены, казалось, стали шире, и я понял, что такое Любовь... /21.01/
- Ночь, как ткань, и в этом облаке, в каждой упавшей нитке, тонешь, запутался в нитках и - просыпаешься, и получается новая ткань... Ему показалось - и она успела подумать - это ночь была - это шалость - эти нитки не его, а её - и пошли, каждый сам, и забыли про эти нити, ночь лежала, парилась до утра, получилось всё то же, я ткала твою ткань, ты любил её, снова ткал, нити лились, одни за другой, это ночь начиналась, и рядом - над ними возникало ещё раз одно, а может быть два - покрывала... /22-23.1/
- Вероятно, тоска и грусть появились гораздо раньше, чем этот мир...
- Как "это" можно объяснить другому, если другого - нет?! ...
- Давай куда-нибудь поедем. На мыс Дежнева. Во Владивосток и обратно... /23.1/
Из экспромта на тему "Писем к тётеньке" Салтыкова-Щедрина:
- ...Голый Летний сад, голые статуи, и на меня смотрят, как на голого. А вокруг - люди. То есть - их уже нет... /23.1/
О Рексе, который стал часто сниться: Это была взаимная любовь. Единственная. Повторить которую - купив другую собаку - было бы невозможно... Какими смешными путями постигаешь, что такое любовь. /январь/
29 января утром, во время в/в уколов, - анафилактический шок.
(Мой сон перед этим: мужик с топором - преследует, топор летит вверх - все замирают - на кого упадёт? - я уверена, что на меня, но попадает в кого-то третьего...) Когда это началось, я не очень волновалась, даже погрозила МВ пальцем. В.А. вскричала в истерике - "Он умирает!" - почему-то глядя на себя в зеркало у двери. Но когда вышли вызывать "скорую", тут и на меня напал страх - так побледнело его лицо с полузакрытыми глазами. Тут и я воззвала: "Господи! Да что же это!" И, наверное, Он услышал! - и обратил взор свой к тем, кто нуждался в помощи. "Скорая" могла и опоздать. (В этот день умер от инсульта дедушка нашей соседки, врачи приехали слишком поздно.)
Со 2 февр. - работы. 7 - выставка икон в Манеже, МВ отметил "Илью Пророка в пустыне": "написано свободно и даже современно".
9 - 14 февр. - работы каждый день. Одна из них - "Свет, свет - свят". /МВ/
О процессе работы: Чувствую целое - участвуя...
Сон МВ: инструмент - лист, звучащий от прикосновения грифеля, причём звук не был похож ни на какой из известных - "утробный". /20? февр./
О поисках вечности - Г. Родионовой:
- Искомое - это процесс, а не результат... Сквозь тебя всё уходит - вот и вечность. /4.3/
- Всё время в аварийной ситуации - когда работаю, какая ж здесь радость? - это мука...
В обществе человек не может себе такого позволить, поэтому люди и лезут в горы, на плоты, на вулканы. Причём один - не полезет, надо, чтобы видели другие...
Я всё время чувствую себя в каком-то одиночестве, как актёр без сцены. /А.А-ру, 30.3/
Вечером - сквозь кварталы и проходные дворы. На Левашовском, у сквера с обрубленными ветками тополей, МВ заметил, что трудно определить, какое время года - осень или весна: "В сущности, меняется только одежда". (деревьев и людей)
Назвал нитроэмаль над столом - "Бездна" - "Без дна". /12.4/
Спросила: Не усугубляет ли вино тоску? МВ: По крайней мере, она становится членораздельной.
О раме, обостряющей восприятие:
- Каждый день смотрю на эту стену, и каждый день она - другая... Воображаемая рама. /20.4/
- Любой предмет, вставленный в раму, смотрится, как картина. Всё дело в инерции восприятия... /30.4/
Сон МВ в виде литературного произведения - исповеди какого-то крестьянина-солдата, которого заставляют кого-то истязать: Всё так связано, всё вырастает одно из другого...
О поэте О.Г.: Он сделал, как будто нашёл.
О своих работах последних лет:
- Самая сложная техника из всех, которые были. Невозможно предугадать, что получится. Всё равно, что играть в карты с закрытыми глазами... В сыром виде они совсем другие. Значит, надо предчувствовать... /1 мая/
(Период многоэтапных работ: сначала, под ударами кисти, возникают яркие "конкреции", затем вступают мастихин и шпатель, потом - лишнее - смывается, обыкновенной клизмой. На каждом этапе - совершенные произведения, но им суждено погибнуть - ради последующих...)
О том, что "Поиски жанра" В.Аксёнова - "всего лишь мелькание по сторонам дорожных знаков, расставленных другими".
Поэту: о форме, которая возникает изнутри. /17.5/
- Мир слов - неисчерпаем, а ты хочешь ограничить его видимым миром, который исчерпаем очень быстро... /1 июня/
Сопоставляли первые слова из книг разных авторов - как начинает писатель?
В начале июня - моё однодневное путешествие на Волхов. Дозвонившись хозяевам дома в Загубье, узнала, что он сдан другим, хотя мы оставили там свои вещи. Снова взяла карту Ленинградской области и обнаружила, что на Волхове, напротив Гостинополья, есть остров!
Заинтересовало, поехала - электричка, потом автобус, у попутчиков спросила, не знают ли, где можно снять дом на лето. "Да, буде, у Луниных, в посёлке..."
Дом Луниных я отыскала, но, поехав за вещами в Загубье, увидела снова прекрасную перспективу озёр, уходящих вдаль, туда, где на холме розовела сосновая роща, где мы ещё не были, - и не стала отправлять посылки с вещами. В тот же день нашла другой дом, у оврага.
К тому же именно в день моего приезда лесник Костя, у которого в прошлом году мы брали молоко, приобрёл, наконец, лодку...
Загубье, Новгородской - с 1 июля до 27 августа.
Из письма В. Н. А-ву: "...Загубье не загубило пока, а загубило - вода, знаешь ли, такая Вода, как первая любовница и последняя - вокруг. Небо - в полшара. Тихо... и так далее. Твой и мой МВ 81" /26.7/
- Вода, как гроздья винограда.
"Первые петухи - в 3.5 часа, вторые - в 5 часов утра, 3,8,9,10,11... паузы в секундах" /30.7/
О белых ночах: Как это страшно, когда свет есть, а солнца уже нет...
О том, что русский народ не поёт, а жалуется...
О Рексе, умершем в чужом доме, не дождавшись его: Ты никогда никого не люби...
О глухой деревне среди болот, где жили несколько беззубых старух - они с удовольствием позировали МВ, а фотокамера была без плёнки: Я запомнил даже их растрескавшиеся пятки...
О цыганке, открывшей ему одну истину: Люди не замечают, что они живые.
Сон МВ: Я этого никогда не видел и никогда не забуду - какое-то совершенное бытие.
На берегу озера сочинил сказку - девочке, в рисунках которой у людей не было рта: ...И сказала ей (волшебница): ты никогда не становись взрослой.
Другая сказка заканчивалась словами о медальоне, на котором была надпись на неизвестном языке: "Я есть ТЫ ". /июль/
Из письма в Петропавловск-Камчатский, Гуревичам:
"... День первый сегодня - хожу - брожу вокруг - холста белого - белого, квадратного-квадратного, или ношу его вместе с мольбертом - с места на место.
Какие бывают - краски сочные - жирные, молодые, задумчивые, и трогательно орущие. Сколько в них кокетства и празднословия, какие они, несмотря на вековые насилия над ними, - неудосуженные, ... грубо мазаные кистями по холстам, по доскам, по стенам... Таят они, стервы, в себе, таят что-то этакое, сохранили ... неожиданное.
Вот похожу ещё завтра и посмотрю ... ещё раз и ещё разочки на это белое квадратное "не знаю, не ведаю"... /16.8/
О масляных красках, после пробы:
- У масла слишком много возможностей, что меня и смущает. /9 авг./
22-го - первый холст - неудача, которой МВ был даже рад. (Разглядел его только в 1983-м, вставив в белую рамку, и - восхитился.)
Уезжали из Загубья, 27 августа, в проливной дождь, и приехали тоже под ливнем, во время грозы, в остальные дни дождя, кажется, не было - кроме дня нашего неудачного похода в Тухили, в поисках края озера. (Добрались туда только на "вездеходе" Г.Приходько, обнаружив там начало новой системы озёр...)
- Вещи "кричат", когда не на своём месте. /сентябрь, Л-д/
- Я боюсь города - везде расставлены ловушки, устройства которых я не знаю...
- Небо голубое, вода синяя, остальное - зелёное, так и жили... Красненького бы. Как-то однажды по поводу жажды пошёл человек далеко-далеко от этой благодати. Там всё рыжее, красное, кремовое. И решил он, что наверное на кремовом (на красном он побоялся) стоит жить. Живёт на кремовом, а зелёное видит, на красное смотрит, а вспоминает зелёное... /6 сент./
- Когда человек смотрит в зеркало, он видит не себя, а зеркало... /15.9/
- Вот два яблока, а что между ними? Ничего? В том-то и дело, что другой человек смотрит с другой позиции...
О Врубеле: Гигантомания, в "Демоне" - много лишнего, а небольшой рисунок ("Кампанулы") - сильнейшая вещь... /15.9/
Возникший было выход в так называемую жизнь - возможность выставки - не сбылся. Пробить "вселенскую скуку" (МВ) не удалось: "Опять уходить в подвал". Возвращались из Упр. культуры в "час пик". Как нарочно, на каждой улице встречались пьяные, одного МВ поднял, в переходе метро. Потом подбежали какие-то мальчишки, предлагая купить бутылку на-троих. В результате - он купил две - на одного...
[1970] [1971] [1972] [1973] [1974] [1975] [1976] [1977] [1978] [1979] [1980] [1981] [1982] [Примечания]