БИОГРАФИЯ

О ХУДОЖНИКЕ - ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

АЛЕКСАНДР АЛЬТШУЛЕР
ЛЕОНИД АРОНЗОН
ВАЛЕРИЙ КУЛАКОВ
РОСТИСЛАВ КЛИМОВ
ГЕННАДИЙ ПРИХОДЬКО
ВЛАДИМИР РОХМИСТРОВ
ЕВГЕНИЯ СОРОКИНА

ЗАПИСИ

ЗАПИСИ 1961 - 1969
ЗАПИСИ 1979 - 1980-х
ИЗ БЕСЕД. 1970 - 1985 (дневник Е.Сорокиной)

ВЫСТАВКИ

ВЫСТАВКИ
ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ
ПУТЬ ХУДОЖНИКА
ПАМЯТНЫЕ АДРЕСА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
КИНОЗАЛ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПАМЯТИ К. КУЗЬМИНСКОГО
 
 

Найдите нас на facebook

Михнов-Войтенко
Евгений
   

 

Отзывы зрителей

 

ВЫСТАВКА 1978 г.

Ленинград, ДК им. Дзержинского:

 

"Можно поздравить Ленинград с этой выставкой, во многих отношениях долгожданной. Едва ли не впервые за долгие годы раз­вёртывается экспозиция, всецело пребывающая в сфере художественных устремлений..."  М. Иванов 

 

"Спасибо! Мы очень ждали этой выставки - праздника красок, вкуса, мастерства!  ..."  Г. Карнаухова

 

"Наконец-то! Когда долго ощущаешь в себе чувство, любое чувство, но не можешь этого выразить - носишь это, как истому, как боль. И вот, наконец, видишь то, что ощущал где-то под спудом. Понятна вам теперь моя радость?!

Я увидел настоящее, глубокое, философское выражение худож­ника. Его живопись меня взволновала, заставила глубоко уйти в себя. Думать, чувствовать, переживать..." /архитектор/

 

"Картины до глубины души волнующие... Для меня художник открыл новый мир ощущений, раздвинул в новом уровне рамки вооб­ражения и самовосприятия. Жизнь бесконечна, непознаваема и инте­ресна ... "  Г. Яблонский, шофёр, почётный донор СССР

 

"Большой праздник для Ленинграда, Питера, Петербурга. Хочется встать на колени и смотреть эти великие работы, как иконы, как откровение свыше, - на коленях. Очень жаль, что условности нашего времени не позволяют упасть ниц, преклонить колени перед этим Великим и Безумным Праздником для Глаза и Души."  Валерий К.

 

"Эта выставка - огромное событие в культурной жизни России. Михнов - художник высокой философской мысли, мысли о концах и началах мира. Порой ощущаешь в его картинах твёрдую веру в то, что общий закон жизни есть, порой видится отчаяние, и тогда мир превращается в рассыпающиеся куски. Эта живопись - живопись со­знания, в отличие от традиционной, чувственно познаваемого обра­за, но это не беспредметная живопись. Она полна напряжённой мыс­ли, боли, страдания. Человек был и остаётся предметом искусства!

Хочется от всего сердца сказать большое спасибо художнику."  /преподаватель кафедры ин. языков/

 

"Михнов открывает удивительный мир радости и нравственной чистоты, мир волнующих ощущений, мир, освобождённый от своей внешней предметности и вещности. В этом величие его творчества".  А. Конников

 

"Великолепие побуждает искать внутри себя." /подпись/

 

"Выставка интересна. Наверное, главное то, что в данном случае чувствуешь себя свободным... Возникает своё, светлое, очищенное." /ученицы 10-а 515 шк./

 

"Искусство, безусловно, высокое! Мысль выражена точно и изысканно! Хорошо!" 

/научный сотрудник Русского музея/

 

"Фантазия беспредельна. Реалист в искусстве, которое мало пропагандируют. Спасибо!"  /подпись/   

 

"Спасибо всем разрешившим! Узнал много нового... Даже мало по­нимая в абстрактном искусстве, видишь настоящего Мастера. Безупречный вкус, такт, изящество. Композиция, цветовая гамма - всё совершен­но, закончено, безупречно! Выставка - большой праздник! Огромное спасибо Мастеру... Бегу за знакомыми!"   

Терпугов, инженер

 

"От всего сердца благодарю талантливейшего из русских художников Е. Михнова за праздник для души. Выставка эта - чудесный подарок нам, поклоняющимся настоящему искусству. С любовью к великому Художнику".   Родионова Галина

 

"Прекрасная выставка. Художник дарит нам ощущение бесконечно­сти мира, изменчивого, сложного, часто спутанного, но восходяще­го каким-то таинственным образом к гармонии... Михнов - художник редкой цельности, силы, самобытности и веры в то, что хаос искусством  (а может быть и человеком) может быть гармонизирована."  доцент ЛГПИ им. Герцена В.Г. Маранцман

 

"XX век - век форм. Е. Михнов - формалист - современник века. Выставка даёт нам ощущение современности, мы из XIX века, окру­жающего нас в жизни, приходим в XX, и ведёт нас Михнов."  академик Александров

 

"С благодарностью ухожу с выставки, уходить не хочется... Самое ценное для меня чувство, вызванное живописью, это - отрешение от суетности. В картинах Е. Михнова нахожу всё: красоту, гармонию, чувство, мысль и многое, что не выразить словами..." Т. Перчанок

 

"Какой праздник! Какой небывалый праздник!"

 

"Очень благодарен художнику и устроителям выставки. Это боль­шой Художник, умеющий не только показать хаос и фантасмагорию, но и победить их, дисциплинировать красотой и гармонией цвета.

От всего сердца желаю художнику новых побед, таких же вдумчи­вых, духовно напряжённых".   Дм. Максимов

 

"Выставка картин Е.Михнова - большое событие в живописи, событие одновременно значительное и праздничное, т.е. духоподъёмное... Е. М. говорит языком собственно живописным..., в который трансфор­мировался, преобразился мир предметов и явлений... Формы предмет­ного мира на картинах Е. Михнова предстают текучими, переходящими одна в другую, постоянно преображающимися, являющими в метаморфо­зах цвета и пластики свою внутреннюю эмоционально-смысловую, одухотворённую сущность...

Мне лично кажутся особенно интересными и глубокими картины 1977 года. Именно эти картины больше всего свидетельствуют о том, что искусство Е. М. расширяет возможности живописи в передаче философских размышлений о мире, о назначении и месте человека в мироздании.

Мне очень близки картины 77-го года, на которых голубое..., прорываясь сквозь тёмное, одерживает трудную победу и ликует на обретённой в борьбе высоте".  доцент ЛГПИ им. Герцена М. Пьяных

 

"Давно не видел столь замечательной выставки. И наверняка никог­да не оказывался в такой свежей и душевной атмосфере. Свобода и Гармония - эта идея гениальна...  Этот мир - прямая противоположность тому, из которого сюда попадаешь".  /подпись/   

"Очень красивая, серьёзная и искренняя живопись. К сожалению, она вынуждает зрителя молчать: фразеология для истол­кования или хотя бы описания таких работ отсутствует. Но в оценке усомниться невозможно: Е. Михнов - оригинальный, глубокий, весьма одарённый художник. В его работах очевидна не только культура и не только дар колориста, но продуманная философия...

Михнов такой художник, с вещами которого надо общаться часто и подолгу. Замечательный вкус и такт выказала администрация, устроив эту выставку.

И спасибо мастеру! Нет сомнения, что его ожидает слава. Конечно, лучше бы это случилось поскорее, пока художник не устал." С. Лурье, член Союза журн., литер. критик

 

"... Хочется пожелать такой же тонкости и жизнеутверждающего оптимизма, так бесконечно взволновавшего меня. С уважением и восхищением,  Б. Давыдовская,  врач"

 

"Картины, которые звучат, как музыка. Картины, где конкретные формы застыли на грани вещественного проявления, и смысл - на грани восприятия, но главное не это, а удивительное мастерство создания эмоции..."  художник- график Троицкий С.   

 

"... Я прихожу на выставку третий раз, и с каждым разом всё больше впечатлений... Если в первый раз я искала ассоциаций с образами, то потом я поняла, что эти картины надо воспринимать как единое целое, как порыв души..."  Л. Белкина, уч. 8-го кл.

 

"Выставка настолько прекрасна, что захватывает дыхание! Захватывает дыхание от красоты, изящества, от чего-то ... божес­твенного. Внутри такая буря чувств, что теряешь дар речи. Невольно вспоминаются слова Г. Гейне о том, что "прекрасное делает нас не­мыми". С выставки невозможно уйти, хочется смотреть ещё и ещё..."  Н. Шифрина, инженер

 

"Спасибо за отличное эстетическое впечатление! Вы представляете надежду в этой стране!" Марк Фино, вице-консул Франции

 

"Такая живопись, как и музыка, не уводит нас от реальности, но даёт нам новое, основанное на образах, ощущениях и ассоциаци­ях, виденье ее. Спасибо". /экономист/

 

"Каждая из этих картин ...создаёт настроение, воздействует на что-то хорошее во мне. Могу смотреть долго и многократно". /востоковед Хорошанская/

 

"Спасибо за откровение". /подпись/

 

"Наконец-то живопись в чистом виде, чистейшем виде..."   /экономист/

 

"Это очень серьёзно, органично. Михнов - настоящий крупный талант. Его живопись захватывает и глубоко впечатляет. Мимо такого замечательного явления пройти нельзя. Благодарим худо­жника за доставленную радость..."  Чудновский, Чудновская, Эзрох

 

"Приветствую мировидение и нерукотворность образов. Благодарю за общение человеческое и единение Божественное".   Альман Фрей - вольный человек

 

"Лучшая выставка за последнее время. Здесь очень радостно, хорошо. Первая мысль - хочется жить в окружении этих картин. Очень хорошо, что Михнов выставился один, что картин много. Он создаёт собственный мир, в который надо войти, обжиться в нём..."   /математик/

 

"В композициях Е. Михнова - гармония и человечность. Хотелось бы чаще встречаться с творчеством художника." искусствовед И. Иванов

 

"Первый художник, который воздействует подобно музыке Пар­кера и Питерсона. Спасибо Вам." Т.С. Мурашко, инженер

 

"...Михнов создаёт собственную эстетику, лишь после уяснения которой надо смотреть картины... Невероятно богатство каждой картины - это не имеет ника­кого отношения к декоративному абстракционизму... Михнов создаёт собственный мир, и этот мир хорош..."  В. А. Великсон, физик-теоретик

 

..." такое искусство помогает человеку быть человеком..."  Тармер М. Л., Москва 

"Впервые выставка абстрактного искусства доставила мне не только "вкусовое", но поистине духовное наслаждение. Никогда не подозревал, что оно может проникать в сознание непосредственно, как музыка..." /биохимик/

 

" ... верю, что когда-нибудь появится Храм, в котором Е. Г. Михнов займёт своё достойное место".  И. Козеев, режиссёр

 

"Милый, дорогой художник, Маг и волшебник. Огромное Вам спасибо за возвращённое чудо, которого мы так ждали, мы, чьи души постоянно зажаты в испанский сапог соцреализма. И за мас­терство!" Н. Герасимова, инженер

 

"Сегодняшний день я считаю особенно светлым, радостным. Он останется в памяти. Он обогатил душу. Спасибо художнику за его дар, которым он поделился с людьми..." /подпись/

 

"... я мало видел вещей, которые до такой степени требовали бы активности того, кто смотрит. Во-вторых, получаешь вознагра­ждение, если затратишь хоть малый труд посмотреть..."   Л. Дубшан, Ленконцерт

 

"Уважаемый художник Михнов! Спасибо за редкие минуты спокоя и радости... "

 ст. научный сотрудник, хранитель фонда советской графики и живописи

 

"...Работы художника Михнова с большой силой и выразительностью утверждают красоту и жизнелюбие, его искусство должно принадлежать людям".  Г. Райхлина, врач

 

"Совершенно безудержное духовное богатство... Человек, который один раз увидел такое, будет жить дольше и светлее..." (студент-филолог)   


 

"... Рад, что удалось познакомиться с новой гранью человечес­кого духа и таланта. Спасибо за эту радость познания".   Л. Шухин, инженер-конструктор

 

"...потрясена свободой, которую обретаешь, глядя на эти картины..." математик-программист, 60 лет

 

". ..Искусство М-В высокое, прекрасное, оптимистическое по самой своей сути, интересное по философскому содержанию и очень самобытное... Светит  собственным, а не отражённым светом..."  /подпись/

 

" Момент истины" /композитор/

 

"Я пишу этот отзыв не как совсем обычный зритель, а как человек, знающий Е.Г. Михнова и его творчество на протяжении двух десятков лет. Мне кажется, эта выставка имеет важное значение как для ленинградской творческой интеллигенции, так и для творчества самого художника - на мой взгляд (и не только мой) - самого крупного живописца Ленинграда после Филонова. Как и Филонов, Михнов - вне "школ", разного рода "измов", зачастую под ярлыком звонкого названия прикрывающих свою творческую и идейную беспринципность.

Нельзя не приветствовать инициативы Лен. Управления культуры, сумевшего оказать посильную помощь национальному художнику в то время, когда его имя и талант пытаются использовать на Западе так называемые "диссидентские круги"...

Александр Кондратов, канд. филолог. наук, член Науч. Совета по кибернетике АН СССР, действ. член Георгр. общества, член Союза журналистов.

 

" ...Воистину - всё это увидено  свыше..."  /подпись/

 

"... Спасибо за радость, что чудо есть!"   /подпись/

 

"...Выставка для многих расширяет границы открытости - в конечном итоге - границы общения..." М. Кацнельсон

 

"... Спасибо художнику за то, что он не создаёт преград между собой и зрителем, его мир открыт..."  С. Фингарет

 

"... Когда соприкасаешься с обнажённой душой художника, пробуешь обнажить свою... Картины - зеркало, отражающие твой соб­ственный мир, они настолько глубокие, насколько богат зритель..." Гришко, архитектор

 

"... Впечатление остаётся настолько сильное и глубокое, помогающее обрести вновь нравственные силы - для того, чтобы быть человеком..."  (учитель литературы) 

 

"Поражает многослойность, многозначность работ, всё глубоко эмоционально. Чувствуется затаённая страстность и мужественный темперамент".  Гринина

 

"Выставка оставляет огромное впечатление. Работы поражают сочетанием тончайшей цветовой гармонии и интенсивной эмоциональной насыщенности. От них трудно оторваться, ни одну из них невозможно забыть..."  А. Сухотин  

 

"... Приятным и неожиданным открытием стала живопись Е. Михнова-Войтенко. Это Живописец и Философ, зрелый мастер, находящийся в расцвете своего таланта... Блестящее знание законов живописи, уравновешенные ком­позиции, передача настроения, мир образов, тонкая и ироничная душа, трагизм и утончённость - вот что отличает картины этого художника..."  /научный работник/

 

"...художник как бы позволяет каждому из нас войти в его внутренний мир - и побыть его СОАВТОРОМ. Это доверие, УВАЖЕНИЕ К ЗРИТЕЛЮ не может не волновать..."

 

"... возникает чувство ОСВОБОЖДЕНИЯ ... и глубокое наслаждение от духовного содержания этих картин, от тех мыслей, идей, чувств, которые художнику удалось воплотить в своём творчестве..." (работники Невского райкома комсомола)

 

"Я рад, что был, и рад, что буду ещё. Спасибо."  Аркадий Драгомощенко

 

"Спасибо за праздник, который уношу с собой!" Владлен Иванов, художник кино

 

"Мы, музыканты, нашли в Вас родственную душу. Ваше искусство очень близко музыке... Большое спасибо."  Гаазе Е.

 

"Это интересно. Это - Поэзия в живописи, это ново и оригинально..." Е.Покровский, поэт, г. Мурманск

 

"Потрясающее мастерство, воображение, сложный и многообразный мир и неподражаемая техника. Спасибо."  /литератор/

 

"Очень хорошая выставка. Художник имеет своё, очень особенное лицо. Его живопись нежная, глубокая, чёткая, волевая - неподражаема. Нужно обратить внимание на его удивительное мастерство. Эта выставка является событием для Ленинграда. Поздравляю." Галина Махрова, художник

 

"Я уже заметил произведения Михнова на выставке Дворца Культуры им. Орджоникидзе в прошлом году. Очень интересно теперь ещё раз посмотреть на его картины на индивидуальной выставке.

Поблагодарим все Управление Культуры за эту интересную инициативу."   Филипп Легрен, Генеральный Консул Франции

 

"Выставка Е.Михнова - её атмосфера, музыкальное сопровождение, и в первую очередь - работы художника, как его самовыражение, творческое восприятие и преобразование мира - светлое, отрадное и незаурядное явление в нашей достаточно мрачной и гнетущей действительности. Спасибо организаторам! " Г.Григорьев, психолог

 

"Выставка Е.Г. Михнова произвела на меня огромное впечатление. Несомненно, эти работы принадлежат к лучшим образцам современной живописи. Хотелось бы иметь возможность регулярно встречаться на выставках с работами этого замечательного художника." Чл. корр. АН СССР В.Грибов

 

"Считаю, что Е.Михнов - один из самых крупных современных художников."

В. Соснора

 

"По Тютчеву: Умом Михнова не понять, \ Аршином общим не измерить: \ В нём есть особенная стать, \ В Михнова можно только верить". Тюльпанов

 

"... живопись ОСВОБОЖДАЕТ, человек загорается, ощущает способность многое преодолеть и найти себя..."  /маленький человек/ 

 

"... Гениальные (слово звучит претенциозно, но говорю я его искренне, не "громко") произведения воздействуют не на сетчатку глаза, а на более глубинные, сокровенные слои нашего сознания, на ту область восприятия, которую так нелегко затронуть художнику, но которая так богато и благодарно отзывается на истинное прекрасное, талантливое, великое.."  /Л.С., инженер/

 

"... Не слишком ли лёгкий путь Вы избрали?" /художник Б./

 

"Приношу автору глубокие извинения за отзыв, который я дал три часа назад, не удосуживаясь посмотреть выставку более внимательно... Да, Ваш талант неоспорим, и идёте Вы не только от формального, но и от "фантасмагории" жизни, и лёгкость Ваших работ только кажущаяся..." /Б./

 

"... В эти дни, наполненные в моей жизни выставкой Е. Михнова-Войтенко, я не случайно вспоминаю о концерте Глена Гульда. То же потрясение, что и тогда, то же ощущение счастья, волнения, откровения, та же благодарность судьбе за то, что с ним "не разминулись веком"...  И.А. Ясногородская

 

"... Е. Михнов - национальная гордость и величайшая ценность русского искусства. Его работы должны охраняться государством. Они должны украшать стены музеев. Самому художнику нужно устроить самые благоприятные условия для творчества. Раз уж завёлся, наконец, в русской живописи гениальный художник, то и относиться к нему нужно соответственно бережно."  Р. Пуришинская

 

"Красота спасёт мир, - сказал Достоевский. Его надо спасать СЕГОДНЯ! ...Человек забывает о том, что он есть, забывает о человеке в самом себе.

Ваше искусство - ХРАМ"... (Е.С.)

 

"Здесь мы находим ПОТЕРЯВШЕЕ СЕБЯ, не пробуждённое бытие - НАШЕ; Вы и возвышаете его, и улыбаетесь, и щедро раздвигаете представления о нём, предлагая ЖИЗНЬ, имея которую, мы и не подозревали, что такое возможно."  (МВ)

 

 

ВЫСТАВКА 1982 г. Москва.

 

"Мир музыкальной живописи Евгения Михнова захватывает тем больше и втягивает тем глубже, чем дольше всматриваешься в отдельные сюжеты и в целое. Картины то сливаются в циклы, то вырываются из ряда, по-разному смотрятся вблизи и вдали, вступают в диалог с нами и друг с другом.

Краски и оттенки редкие, многоликие, све­тятся изнутри, как будто процесс лучеиспускания не прекращается, свет творится на глазах. Есть нежный голубой, но есть и нежный чёрный, как перья птицы. Вообще, много от природы, много любви к природе, сияют воды, дышат леса, пестрят бабочки, красуются цветы, но и ничего этого нет, всё сгущено, отобрано, сжато. И земля,  и космос, и бездна,  и пылинка, и травинка, и настроение, но всё переплавлено в потоки светов. Мир рождается и мир гибнет, свет торжествует. Углы,  осколки, скрежет, но чаще голубой огонь, а издали всё в едином пересотворении и становлении. Мир музыкаль­ных мыслей, состояний и обоняний."   Ст. Лесневский

 

"В этих картинах есть всё: мера, гармония, движение, музыка, ритм. В этих картинах есть главное - радость, боль, страдание, то, чем все мы живём."

Кандидат филологических наук  Р. Х. Якубова 

 

"Индивидуальность - одно из главных достоинств творца. Творчество Евгения Григорьевича Михнова-Войтенко с этих позиций заслуживает, на мой взгляд, самого пристального внимания. Это художник, который в своём поступательном движении  не довольствуется концептуальными "тропинками", проторенными в океане изобразительного искусства до него, "тропинками", которые зачастую густо усеяны готовыми "кулинарными рецептами", до сих пор представляющимся многим из нас непогрешимыми образцами, принципами художественного творения, художественного отра­жения действительности во всех её проявлениях.

Творчество Е. Г. Михнова-Войтенко - не иллюстративность, не репортажность, здесь нет штампов мышления, надуманных композиций, сюжетов.  В каждой картине автора какое-то явление, какие-то связи и отношения окружающей нас действительности (порой так скрытой от нас, наших возможностей), заставляющие нас очнуться, задуматься, ассоциативно встрепенуться....

У автора имеется определённая философская ориентация в восприятии жизни, собственная концепция этой жизни, оригинально аргументированная средствами темперной живописи. Сугубо индивидуальный стиль автора, определяемый его мировоззрением, личным видением мира, порождает широкий, разнообразный спектр чувств.

Необыкновенная архитектоничность лишь усиливает восприятие семантики созданных образов, их глубокого символического содер­жания, которое не имеет, думаю, ничего общего с мистикой, бесплодным фантазированием, формалистическими экспериментами. Такое символически обобщённое отражение нашего духовного бытия определяет и особенности цветовой тональности, композиционной логики работ, которые хорошо выражают авторскую концепцию. Многие работы автора ассоциируются с гротесковыми образами Гофмана по силе своего воздействия на зрителя, рождают определенные музыкальные ассоциации мягкой мелодичностью рисунка, нежностью колорита, что так помогает уловить в живописи грани жизненной правды... Спасибо за эту необыкновенную таинственность."

Чернобель Г. Г.  (ст. науч. сотрудник,  кандидат наук)

 

Сохранился автограф письма Михнова Г. Г. Чернобелю (отправлен был машинописный текст):

"Сегодня получил Ваше письмо, уважаемый Генрих! В своё время, а затем уже в Ленинграде, перечитывая московские впечатления по поводу моих работ...

 Если Вы впервые познакомились с ними, то Ваша реакция на увиденное, хочу сказать - осмысленное Вами, побуждает меня писать Вам: Уважаемый Генрих! "...заставляющее нас очнуться, задуматься, ассоциативно встрепенуться..." (из Вашего отзыва). По-моему - хорошо!

...Досадное, конечно, обстоятельство как-то не решиться Вам поговорить в тот вечер со мною. Досадно, но, в общем-то, поправимо. Даст Бог, приезжайте в Лен-д. Здесь, у меня дома, надеюсь, Вы сможете увидеть и выбрать то, что будет соответствовать Вашему желанию и вкусу. А я буду рад познакомиться с Вами. Пишите, пожалуйста. Ваш МВ82." 

 

"Особенно поразило меня в картинах Е. Михнова то, что на них можно смотреть бесконечно, и каждый раз в твоей душе раскры­вается новый слой. Глядя на картину, задумываешься не только о бытии, но открываешь что-то новое и в себе. Так, правда, происходит и при встрече с любым настоящим произ­ведением искусства, но здесь этот процесс как бы вынесен наружу и становится предметом осознания."

Е. Филиппова /психолог/


 

"С живейшим интересом и глубоким волнением ознакомился я с живописью Е. Г. Михнова-Войтенко, высоко одаренного, оригинального художника, весьма своеобразно передающего в своих работах мировосприятие и мироощущение человека XX века, вернее даже - конца XX века. 

Изумительные  по технике и по цвету полотна тетраптиха (№1-№4) с совершенно неожиданными акварельными эффек­тами, столь трудными для темперы, слегка согретые рассеян­ный теплом, напоминают мне мир после катастрофы. Мир, показанный пристальным и неторопливым кинообъективом Тарковского в картине "Сталкер", совершенно неожиданно обрёл мощное зву­чание в живописи, призывая нас ещё и ещё раз задуматься о сохранении бытия земли и мира,  томя нас невысказанной, невы­разимой и жгучей тоской о вечной и прекрасной жизни.

Не менее замечательны и полотна другого цикла (№ 9 - №14) и другие, примыкающие к ним по композиции, структуре, цвету и звучанию работы. Подобно музыке, как голос души, звучащий в нас, едва мы найдём время прислушаться  к себе вне суеты и забот будней, работы эти исполнены призыва, надежды, упрёка и веры.

Мир предстаёт в этих работах перед нами совсем по Канту -  "звёздное небо надо мной и моральный закон во мне". Разорванная, угловатая,  почти страшная, пуга­ющая графика рисунка, почти чудище Босха, но лишённое антро­поморфности,  зоологичности,  буквальности средневекового мастера, эти фантастические контуры безошибочно достигают цели.

Но вместо коричневых и красных, как отблеск адского пламени,  тонов Босха, наш современник Михнов-Войтенко показы­вает нам возможность гармонии, спасения,  умиротворённости в дивном,  тончайшем сплаве голубых и зелёных тонов, в которых художник достигает подлинной виртуозности. Раздробленность, враждебность, ужасающая кажимость вещей как бы снимается гармонией цвета.

Нам,  зрителям, уставшим от грубой резкости плаката, от кумача и георгинов, от буквализма и натурализма фактографической живописи, в работах Михнова-Войтенко даётся утешение и надежда, что наши чувства, мечты и тайные страдания получат, наконец, выражение и воплощение, доступные не только каждому человеку в отдельности, но и всем вместе соборно и целокупно.

Благодарю устроителей выставки за их внимание к интересам и чувствам, может быть, меньшинства зрителей. Ведь в искусстве не всё понятно с первого взгляда - в этом живопись не отли­чается от топологии или квантовой механики.

Но особенно благодарю художника Евгения Григорьевича Михнова-Войтенко за его подвижнический труд, за мужество писать по-своему, думать по-своему, видеть мир по-своему, без огляд­ки на то, как принято, как удобнее, как выгоднее. Благодарю за талант, за утешение, которые Евгений Григорьевич дарит людям. Больших Вам успехов и новых свершений.

Надеюсь  увидеть Ваши работы ещё не раз, а главное - эти работы должен увидеть широкий  зритель. Нельзя, чтобы подлинная живопись пряталась стыдливо в подвалах, уступая Манеж свалке низко-худокествениых или антихудожественных вещей, спекулирующих на тематике или внешней "идейности".

Подлинная идейность, одухотворённость, и мастерство чужды злобе дня. На выставке Евгения Григорьевича в этом убеждаешься ещё и ещё раз. Спасибо!"

Л. М. Малкин - математик 

 

"...Не будучи специалистом, в изобразительном искусстве, отмечу лишь, что мне особенно приятна мягкость цвета, связь композиций с конкретными впечатлениями, помогающими восприятию, и ассоциации с музыкой (в ритмах и переходах)... "

В. Я. Барлас, член Союза писателей СССР

 

"Впервые знакомлюсь с работами Евгения Михнова. Любая картина - это импульс к способности выйти за пределы возможности собственной фантазии. Образный и ассоциативный мир в них бесконечен: от древних средневековых настроений к космическим! Некоторые работы подобны лёгким японским трёхстишиям, другие проникнуты звучащей музыкальной тканью. Это может быть григорианский хорал или яркая современная миниатюра..." Г. М. П., музыкант

 

"...Картины Е. Михнова-Войтенко хочется смотреть долго - в каждой из них видишь что-то загадочное и в то же время влекущее. Вероятно, разные зрители увидят в них разное, но, думаю, почти никто не останется равнодушным. И, уходя, хочется сюда вернуться..."  А. Яглом, доктор физ.-мат. наук, профессор

 

"...Хочется эти работы "выстроить" в какой-то ряд и читать их, как читают иконостас. Редко когда живопись так близка музыке..."  В. Емельянова, профессор-филолог

 

"Выставка Е. Михнова потрясла нас необычностью ассоциаций, неразгаданностью образов. Такое впечатление, что всё это нам уже знакомо - это наши впечатления, ощущения, это реальные ощущения. Потому это настоящая реалистическая живопись."   (студенты Мартынюк Вера, ЛЭИС, Мартынюк Ира, ЛЭТИ)

 

"Мне кажется, что каждому непредубеждённому зрителю эти картины должны понравиться богатством своей формы, расширением области существующего, зримого, возможного... Рождается чувство благодарности художнику за его неустанный поиск."  Шарвин, физик

 

"Ваши работы вызывают то удивительное состояние, когда можно творить самому, глядя на каждую картину, - они дают бурный поток фантазии и ассоциаций..." (подпись)

 

"Спасибо за выставку Е. Г. Михнова. В его искусстве сочетается колористическая красота и удивительная музыкальность. Богатство его фантазии создаёт то радостно-лирические, то драматические настроения." Искусствовед Капланова С.

 

"Искусство в высшей степени духовное, созданное художником, обладающим безупречным вкусом, хорошо развитым чувством формального мышления. Такие выставки необходимы для развития видения и понимания современного искусства у широкого зрителя..." (художник-искусствовед)

 

"... Представленные картины убеждают в том, что видишь труд глубокого, серьёзного и нетривиального художника, который должен оказать воздействие не только на зрителей, но и в какой-то форме - на работу других художников..." Физики-теоретики И. Кобзарев, Окунь

 

"Это не первая моя встреча с картинами Е. Г. Михнова. Но снова, как и раньше, я был поражён самобытностью и масштабом таланта художника. Искусство его - одна из вершин русской живописи второй половины двадцатого века. Мне представляется, что было бы очень важно показать широкому зрителю творчество этого большого мастера. Это позволило бы многое понять и определить истинную систему ценностей в том, что сейчас называется современной живописью."  Член-корресп. АН СССР Ю. Н. Каган

 

"Новаторский характер живописи Е. Михнова совершенно очевиден. Найти способ говорить о мире, отвлекаясь от подробностей этого мира, - это колоссально трудно, но это сделано, и тем значительнее успех художника.

Живопись без предметов не беспредметна. За столкновением объёмов и линий - эмоциональное ощущение и выражение борьбы в реальном мире. В позиции художника привлекает гуманизм. Даже картины с драматическим настроением не подавляют. Но доминирующий мотив художника - стремление передать идеальное - немеркнущую красоту. Содержание картин Е. Михнова неисчерпаемо. К ним хочется обращаться вновь и вновь, открывая в них всё новые и новые оттенки."  

Ю. Никишов, кандидат филологических наук, доцент Калининского Университета

 

"Эти полотна привораживают, как движущиеся облака, как северный долгий закат или рассвет. Сочетания линий и красок заставляют обратить мысль к возвышенному, отрывают её от суеты и будней..."   (инженеры-химики)

 

"Картины удивительны по своей напряжённости и особому видению окружающего. Даже тяжёлые впечатления от жизни толкуются как-то лирично и мудро. Художник пытается передать красоту человеческого духа и человеческих возможностей познания. Всё сложно и интересно для того, кто умеет смотреть." Н. Демидова, историк

 

"...Живопись большой силы, сочетающая экспрессию с утончённостью. Изумительное ощущение полифоничности бытия. Высокая культура цвета. Работы, которым место в больших коллекциях, музеях, но с которыми можно жить и в повседневности - они не могут наскучить - такова их природа." художник-критик Н. Щербакова

 

"...Ваши картины заставляют размышлять и думать о "подтексте" многих очень важных вещей, которые обычно скрыты от нас покрывалом однозначности и иллюзорности. Но при этом они не только картины-толкования, картины-притчи. В них, безусловно, заключён очень сильный, почти концентрированный привкус самой реальности, жизни и её очень простых и ярких красок, данных и доступных каждому..."   музыканты Н. Павлуцкая, А. Ивашкин

 

"...Это удивляет, ошарашивает в первый миг, а главное - заставляет думать (от чего мы постепенно отвыкли). Очень благодарны за эти откровения на холсте..."

Т. Воробьёва, редактор

 

"...Картины дают возможность зрителю включить и свою фантазию, как бы сотворчествовать и задуматься об истоках творчества. Действительно, можно бесконечно раскрывать суть картины - они этим особо замечательны..." (психофизиолог, институт психологии АН СССР)

 

"Необыкновенный мир фантазии, красок, необыкновенных средств выражения. Всё волнует глубоко, и самое замечательное, по-моему, что ассоциации меняются в зависимости от эмоционального состояния зрителя..."  (студентка мед. института им. Сеченова)

 

"Мы любим жизнь - за красоту, красивые неожиданные перемены, ясность, загадочность - за всё, что даёт радостное настроение и самоощущение. Я сразу приняла произведения мастера за Жизнь! Здесь каждое полотно живёт и даёт высокий жизненно-важный настрой..."  (профессор медицины Волкова Л. С.)

 

"...Выставка вызывает глубокое чувство переживания необычного, открытия мира, проницающего жизнь. Хотя, на первый взгляд, употреблённые средства не сложны, результат замечательный... Да здравствует Искусство!"  О. Кротков - живописец, член МОССХ

 

"...Одним словом, об этих картинах я бы сказала: "Музыка, застывшая в красках". (подпись) 

 

"Я знаком с живописью Е. Г. Михнова не первый год и очень её люблю. Художник всё время ищет новые формы, новые материалы, новые цвета. От ярких красок, "объёмной" живописи и, подчас, больших размеров наметился переход к значительной сдержанности выразительных средств, почти гравюре. В то же время живопись становится всё более музыкальной... Такой переход к большей сдержанности, по-видимому, закономерен - достаточно вспомнить Матисса, Фалька. Работы этой выставки требуют от зрителя спокойствия и сосредоточения. Тогда музыка картин проникает в него и вызывает ощущение какой-то тихой торжественности, которая сохраняется надолго."  А. А. Абрикосов - физик, член-корр. АН СССР

 

"Все работы чётко профессиональны и соединяются в одно целое." Ев. Евтушенко

 

"Открытие в Москве выставки работ Е.Г. Михнова - замечательное событие в культурной жизни столицы. Хочется поблагодарить организаторов этой выставки - тех, кому она обязана своим появлением здесь. Но хочется также надеяться на то, что это - не последняя выставка работ Е.Г. Михнова в Москве!

Автору этих строк посчастливилось видеть работы художника не однажды в Ленинграде, поэтому с полным основанием я могу сказать, что крайне желательна большая выставка работ Евгения Григорьевича, где можно было бы увидеть его произведения разных лет - она могла бы дать представление об эволюции этого художника,  о его поисках  всё новых и новых средств выразительности.

Искусство Е. Г. Михнова трудно анализировать и тем более описать словесно, поскольку оно в принципе не предметно, а глубоко ассоциативно. Потрясающа способность мастера в каждой работе воссоздать заново свой внутренний мир ("универсум") со своими параметрами - мир, обладающий большим напряжением, даже драматизмом.

Эмоциональный строй неизменно связан с колоризмом этих работ - изысканным и изощрённым, утончённым, эмотивным цветовым строем. Я бы отнёс этого художника к тем редчайшим мастерам, которые обладали врождённым ощущением "красочного мира", который они носили в себе, вне которого их искусство не могло существовать - к таким, как М. Врубель или П. Филонов, если говорить только об искусстве нового времени!

Хочу поздравить художника с его первой выставкой в Москве, поблагодарить его за то редкое качество художника, которое заставляет сравнивать впечатление от его картин с ощущением от музыки!" 

В. Кулаков (НИИ теории и истории изобраз. искусства Академии Художеств СССР)

 

"Выставка Е.Михнова производит очень интересное и глубокое впечатление. У художника - свой мир. Входить в него, погружаться - большое наслаждение. Спасибо!" Искусствовед Сарабьянов

 

"Трудно переоценить значение этой выставки для Москвы, этой встречи с настоящим большим художником." В. Казьмин, художник

 

"Свежо, выразительно, необычно. Спасибо! Простая проверка: уходить с выставки не хочется. Спасибо и устроителям выставки."  (подпись)

 

"Я посетил выставку Е. Михнова и получил огромное удовольствие от встречи с его полотнами. Картины вызывают в душе чувство приподнятости и блаженства. Я ещё с удовольствием встречусь с его произведениями."  Г.И. Рыжиков, жестянщик

 

"№ 7, 15, 17, 20, 27, 28, 33, 36 - убедительно, самобытно и очень близко."  художник Миронов

 

"Как хорошо, что ещё и так можно ощущать себя в красоте." О.Евдокимова, аспирантка ЛГПИ им. Герцена

 

"Первые слова хочется адресовать устроителям этого чудесного явления в нашей московской жизни - слова, которые полны глубокой благодарности - видеть Великое сподвижничество художника Е.Г.Михнова-Войтенко. И слова глубокой любви к искусству и творчеству Жени Михнова-Войтенко.

Хочу надеяться и верить, что экспозиция, размещённая в этих скромных стенах, даст выход в большой светлый зал, дабы увидеть во всём величии Творческий Дух Большого Современного Мастера, нашего современника!"  Женя Владимиров

 

"Всё увиденное изумляет и восхищает. Искренняя благодарность художнику." Н.Крылова, институт психологии АН СССР

 

"Огромное спасибо от гильдии кочегаров из Эстонии города Тарту."  Лотман

 

 


Биография  |  О художнике - его современники: Александр Альтшулер, Валерий кулаков, Ростислав Климов, Геннадий Приходько, Евгения Сорокина  |  Записи 1961-1969   1979-1980-х   Из бесед 1970-1985  |  Выставки  |  Первая персональная выставка  |  Путь художника (работы и фото)  |  Об Этом сайте

Copyright © Е. Сорокина, 2014

Создание и поддержка сайта: avk