БИОГРАФИЯ

О ХУДОЖНИКЕ - ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

АЛЕКСАНДР АЛЬТШУЛЕР
ЛЕОНИД АРОНЗОН
ВАЛЕРИЙ КУЛАКОВ
РОСТИСЛАВ КЛИМОВ
ГЕННАДИЙ ПРИХОДЬКО
ВЛАДИМИР РОХМИСТРОВ
ЕВГЕНИЯ СОРОКИНА

ЗАПИСИ

ЗАПИСИ 1961 - 1969
ЗАПИСИ 1979 - 1980-х
ИЗ БЕСЕД. 1970 - 1985 (дневник Е.Сорокиной)
«ТУСКУЛАНСКИЕ БЕСЕДЫ»
«Е. ГРОСС»

ВЫСТАВКИ

ВЫСТАВКИ
ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ
ПУТЬ ХУДОЖНИКА
ПАМЯТНЫЕ АДРЕСА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
КИНОЗАЛ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПАМЯТИ К. КУЗЬМИНСКОГО
 
 

Найдите нас на facebook

Михнов-Войтенко
Евгений
   

 

Е. Михнов-Войтенко.
Записи /1961 - 1969/

 

... Есть вот люди - 1, 2, 3, в дали многие. Взаимодействия рождают события для них, для каждого из них разные.

Они уходят, и остаётся тишина.

Эти сцены можно снять вот так, так или так... Люди могут сделать по одному движению, сказать по одному слову, наш гештальт зашевелится и снова признает, определит, успокоится, придёт к энтропии.

Начать игру, изобрести стратегию на каждый следующий ход - игра не на выигрыш, а на процесс. Простая игра: орёл - решка. На месте актёра - как совершить следующий ход - только инту­итивно. Выигрыш актёра не выигрыш игрока. Его выигрыш в разбуженной природе. Он в этом смысле не проигрывает, пока ход-реакция возникает из небытия, из Оно. Актёр становится природой, режиссёр организует этот поток, делает конструкцию, делает одно-два движения, и получается столь же интуитивно, определяет цельность - ценность процесса, его начало и конец.

Начало - простейшая конструкция, элементарные соотношения и действия в расчёте на природу (оно) актёра... Режиссёр ничего не знает - он кое-что предполагает.

Происходит рождение, открытие в фильме - спектакле -  конкреции...

Это театр - кино.

Сашка /Кондратов - прим. Е.С./ не может родить пьесы, но иногда начинает предчувствовать форму, общий вид, результат, а не процесс, не исход, свойственный актёру - театру - кино - конкреции. Всегда необходимо хотя бы чувствовать и смутно, но достаточно вязко истоки и кухню рождения "нечто" в определённых материалах: будь то краска, плёнка, актёр или камень...

В великих актёрах прошлого было достаточно много от режиссёра, что делало с актёрской природой-задатками из них великих актёров - великий актёр это готовый театр.

Тебе никто не поверит, пока ты не реализуешь себя...

Реализация себя через простейшие конструкции, в конце концов, не важно какие, но простые и незатейливые сами по себе. Важно, чтобы они не отвлекали тебя, не рассеивали, а наоборот, кон­центрировали предельно твой поток. Ведь дело не в теме, не в выборе конструкции и т.д., дело в самом тебе и твоих реак­циях, истинно твоих, глубинных.

 

МОЙ ТЕАТР и МОЁ КИНО.

Моими актёрами могут быть только доля тех, у кого нет другого выхода и другого материала, те, которым это жизненно необходи­мо... От выбора двух-трёх актёров зависит сама возможность подобного довольно рискованного самого по себе вояжа в область совершенно не хоженую и совсем незнакомую.

Необходимо отчаянье или некая неодолимая потребность, чтобы пойти на такой риск, в неизвестном. Пойти в никуда, довериться проводнику, который сам идёт на тот же риск...

Я могу всего лишь предложить вход... Каждый найдёт и увидит то, чем является сам.

Мне хуже всех - я иду проводником...

 

!!ТЕАТР!!

... Никто не поверит, что ты действительно сильный, если за год-два не дашь кому-нибудь по роже. Поверит, что ты такой-сякой, но не поверит, что ты сильный. В силе надо убеждать фактом.

Факты моей живописи в какой-то мере убеждают одного-двух человек...

Когда нечто делают люди, это убеждает, когда нечто делает краска и где-то находится художник, это убеждает слишком ред­ких - одарённых Богом.

Искусство было и всегда останется языком, и нет более нетерпимого в искусстве, как язык сам по себе, а не язык человека для человека...

Искусство становится не искусством, а личным делом (языком для себя)... Лидеры яко змии те (Акимовы), которые сделают - удивят, удивят и ещё сделают, и снова удивят. Я не говорю о том, что они делают и что они говорят. Но они сохраняют функцию языка бытового...

 Я не думаю о том языке, которым я пользуюсь с тётей Мотей, я говорю о языке, на котором я общаюсь с богами.

Состояние бодхисатвы - понимание пустоты мира.

Не ищите иного убежища, кроме самого себя. /Будда/

Мы есть, поскольку мы жаждем бытия.

Мы страдаем, поскольку жаждем удовольствия...

Абсолютное знание означает полное незнание вещей.

Человек обречён быть самим собой, только самим собой и всегда самим собой.

Единственная цель человека - реализовать себя...

Всякое представление (бред) должно быть рассматриваемо как действительность.

Действительность - это Я, моя реализация...

Из-за слов ускользает индивидуальное даже от нас самих.

Мы не видим вещи, мы видим готовые ярлыки.

Жизнь стремится двигаться наперекор остальной части вселенной.

Человека-художника спасает ненасытность - неудовольствие повышает энергию.

Искусство - не форма правды, а форма активности.

Ненасытные люди хороши.

Сбалансировавшись со сферой (идеальная для меня), сознанием, психикой, знанием, эта энергия преобразуется в традиционные формы, присущие искусству, и величие человека-художника, и его сумасшествие объясняется тем, что он занимается символами.

Семантика - конкретное мышление.

Нельзя переоценивать подсознание. Сегодня в искусстве оно близко как никогда, но всё же не всё исчерпывается им...

Люди получают готовую или примиряются с гештальт-картиной мира - я создаю её сам.

Главное в искусстве - волновать.

Волновать новым шагом (не сюжетом) воображения.

Разговор всё о том же, тема традиционная. Волнует не тема, а структура, в которой она проявляется.  

/ "Моё болото-с", 1961г./

 

Основная проблема века: мысль высказанная или зафиксированная подобна отбросу..., она не нужна больше, возможно потому, что обременяет.

Желаемый результат - волнение.

Волнение от восприятия нового шага (поступка) воображения.

Тема глубоко традиционная. Сюжеты, если необходимы, также традиционны... Волнует не тема, а структура подачи темы. Не предвзятость, свободное возникновение темы как таковой - они даны...

Мир и человек - единственная тема искусства. Если раскрыть, то видим: I/ человек и мир, 2/ человек и человек, 3/ человек с самим собой.

Свобода творческому инстинкту. Свобода позыва к следующему шагу.

Конкреция находится на непредвзятой и органичной грани абстрак­тности мышления, образа... и объекта-материала как такового во всей его реальности в пространстве и времени.

Человеческий дух возвращается конкретностью в мир настоящих вещей, который является единственным и действительным во Все­ленной для человека.

Это путь из ... абстрактного мышления к мышлению истинно человеческому, именно для человека - от реального к абстрактному, от абстрактного к возможному.

Возврат к широте цельного ощущения, мира человека, а не узких сторон и точек зрения.

Творческий акт в первозданной и вновь исходной точке своего дальнейшего развития. Не соло и аранжировка, а управление потоками, периодами и целыми комплексами, свойственными как человеческому духу, так и материалу.

Конкреция - это большие обобщения, конкретная философия духа художника...

Живопись нашла свою природу и структуру первичных элементов, музыка тоже, скульптура, архитектура, даже поэзия и т.д. ищут и находят её.

Остаётся только найти нечто единое по своей структуре, что позволит человеку смотреть на мир открытыми глазами и видеть мир как целое...

Структура материала - инстинкт шага - любое даже простейшее движение, конструкция или любая капля, нечто - происходит реакция, структурование и формирование.

Всякое "да-нет" проявляется не в частностях построения, а в принятии или непринятии целого бурлящего комплекса реакций, взаимоотношений и т. п. ...

Актёры должны быть друг для друга совершенно неожиданны!!

Необходимость раскрытых реакций...

Болезненное чувство материала...

Цель фильмов - поведение людей. Реакции "на" и взаимодействие. Поэтому хорошо, чтобы обстановка - фоны были сведены к изобразительному минимуму (одна линия горизонта, одна вертикаль и т.п.)

Песок, на нём проведена линия.

Можно зачертить на классики.

Мир - скакалочка.

Один, два, 3, 4, 5 играющих людей. Зрители и более ничего.

Неоднократное повторение одного и того же поступка.

Рефрен сам по себе.

Простота начала, исхода компенсируется сложностью структурования и многозначительностью образа конкреции. Необходима именно простая, предельно простая и ясная конструкция.

Конструкция - направление, сила, значимость жеста.

Жест - структура - знак = образ...

Исключительная простота композиционности - жеста говорит о новом шаге в использовании элементов.

Нет ничего более традиционного, истинно традиционного, чем конкреция...

Переходя к театру: выбор ситуации, события, формы - композиции. Выбор актёра + компонента взаимодействия...

К сожалению, работа, связанная с киносъёмкой, далеко не совсем помогает этому творческому процессу вцелом. Так что нужно, учитывая эту досадную особенность в работе, всё же стремиться и необходимо сохранять момент тв. структурования актёра и режиссёра, разделив весь процесс на микропроцессы, процессы-компоненты...

Фильм - музыка интеллекта.

Теперь о работе с актёрами... Требовать простых, попутных, однозначных поступков, надеясь на природу каждого в дальнейшем шаге...

В виде исключения можно попробовать джазовые эксперименты. Но основной звук должен быть конкретен и природен. На киноконкрецию обязательно натолкнусь, но в процессе театра-кино и съёмок - просмотров технических...

 

РАБОТА С АКТЁРАМИ

Мне необходимы ... трепещущие "оно". Это не эгоисты - это миры, мерцающие по своим личным законам и капризам не моё дело изменять что-либо в этих мирах. Моё дело помочь актёру увидеть себя таковыми. Услышать запах свободы, где всё возможно, и нет сдерживающих узд. Моё дело не давить реакции этих трепещущих "оно" - в корыстных целях своего "оно".

Реализуй себя - себя!

Кино - не искусство, потому что кинематографическое произведение - плод труда многих...

Эстетическое устремление во всём его конкретном смысле и по работе, и по результату, что, собственно, и есть искусство создавать свою собственную действительность... Поэтому населять пустыню реализацией своих сокровенностей...

Не важен сюжет, похожесть ситуации, даже приёмов.  (иногда)

Важен "инвариант" (то, что волнует)...

Искусство наше сейчас бессильно именно в смысле "инварианта".

Служебность и самодостаточность творчества.

Своя специфика. Обнажённость "инварианта". Без аксессуаров и помех...

 

КИНО

... Моя задача сводится к тому, чтобы из возможного сделать нечто!

Возможность освобождения киноязыка от чуждых и нежелательных компонентов...

Предельная лаконичность... Совершенно новый смысл построения (киноконкреция).

Кино на службе, кино - самостоятельный способ познания...

Необходимость изменить смысл восприятия "фильма", бытующего сегодня, в сторону единого формы-знака (конкреции)...

Ритмический монтаж образов и понятий (представлений): 1 - иллюстрирующих мысль, 2 - рождающих мысль (понятие о мире)...

Разработчики и пионеры. Моя задача сводится к пионерской, поскольку волнует по-настоящему меня именно сторона чего-то свежего, несхожего и именно моего.

Поэтому свежесть "инварианта" является решающим в оценке любых поступков...

Конкреция - это единственно возможный для человека мир. Не реальный, не абстрактный... Эти составные и добавляют ещё одно измерение (возможность)...

I/.   Мир пуст, абсолютно случаен и безразличен.

2/.  Мир полон и ощутим.

Бодхисатва и жадность к миру. Два измерения одного и того же случайного факта - меня самого. По сути дела, я не являюсь даже фактом, а скорее скоплением блуждающих множеств...

Удивительная склонность человеческого организма не беречь достигнутую энтропию и вновь тянуться к следующей и новой - во вред себе... и, видимо, в пользу общей - смерти. Жизнь ради смерти. Какой не новый порядок...

Мой дорогой настоящий мир. Мир в себе, мой милый бред. Ты реален более чем чтобы то ни было.

Единственная реальность - конкреция.

... Это выходит за рамки не только живописи, но и за рамки вообще искусства. Конкреция - мирочувствование познавшей себя системы...

Толкните камень с горы - и получите конкрецию, взгляните вокруг себя и увидите картины, фильмы, скульптуры, что угодно - всё уже есть. Надо суметь, позволить себе, дорасти до этого, чтобы смочь увидеть. Тогда будет достаточно лишь открыть глаза!!

Везде надо прийти к восприятию целого.

Сознание - это утончённая чувственность, чувственность чувств...

 ...Творческая неудовлетворённость - это неудовлетворённость дости­гнутым ничто. Наличием вопросов создаётся поле, поле - напряжённость...

Художник является такой же загадкой для зрителя, как и сам художник для самого себя...

Я и хаос вне меня. Я и мой личный хаос.

 

июль 1961, 20

На смену интуитивному периоду "Бурбаки" - синтезирование, самоосо­знание... Периоды синтезирования так же необходимы, это оче­видно. Но не они составляют ценность... Ощущение вероятностного процесса, определение вероятностного результата - интуитивно... Результативно по ценности, значительно превосходит решительные и "прямые" определения по расчёту. Всегда загадочный неуловим для здравого рассудка.

Последние конкреции говорят о том, что атака плоскости приведена мной к одному-двум (возможно локальному) движению-выстрелу. Моя давняя неземная мечта о том, что нечто должно происходить сразу, сейчас, в миг, однажды и никогда более...

Я торжествую по поводу рождения самого факта, возможности осуществления.

Интуитивный разум - это разум сотен поколений, это разум за­гадочный... Интуитивный разум владеет Вселенной...

Непреодолимая жадность совершить, проникнуть - находится в какой-то обязательности с интуитивным разумом... Чувственно воспринимаю свою неотделимость с событиями неизвестных мне измерений и связей...

Случайность - широко...

Живопись общих категорий. Философская живопись, но ещё вернее - поступок. Философия живописи - хорошо - всё же это не живопись. Технологически-организующий момент - конструкция.

 

14/8 - 61г.

Девственно желанно чистый холст... Красочный белый (или цветной) телесный слой - девственный и вожделеющий, реагирующий на самое нежное прикосновение...  

Работы назвать телом.   /исправлено в 1980-х: Работы назвать организмом./

Мир познаётся и ощущается не только сферами зрения, слуха, осязания, но значительно более - и удивительной, и тонкой сферой сексуальных ощущений в прямом или сублимированном акте.

Моя живопись не изображает событие, она являет собой событие. Поэтому совершенно неверно считать её абстрактной, а событий­ной или конкретной...  

Поступок - знак - образ. Как один из результатов события. Никаких преднамеренностей: замысла, колорита, идеи, образа, да и самого события...

Конкреция впервые приближает зрителя к истокам творческого.

 Осознание структуры живописи, самых изначальных основ восприятия и овладения художником хаосом и законами Вселенной.

Творческое "Я" словно впервые взобралось на вершину хребта, поднявшись над ним, над землёй, ... и ошеломлённому взору представилась вся суть, всё неземное и самые общие связи в явлени­ях микро- и макроструктур.

Век разочарования...

Социальная потребность! Функционировать. Делать и получать по роже. Или иначе - "созерцать". Медитация - сегодня и завтра, и в субботу, и снова медитация - утомляет! Когда в тебе умирает бог - тебе требуются зрители.

Мои возлюбленные - Дон Кихот, Плюшкин, Махалия Джексон, Гофман, Панург, Рабле, Федя /Д./, Монтень, Мандельштам, Ли Бо, Волшанинова, Казальс и Гульд с Бахом...

Мы смотрим живопись и погружаемся в философию, и нет в ней человеку ни дна, ни  покрышки. Мы сильны, когда отрицаем, - но попробуй утверждать что-либо в наш циничный век.

Старое подобно подчинившему тебя и твою волю наркотику, кото­рый рождает знакомое безрисковое наслаждение.

Освобождённая творческая природа - наивысший разум.

Люди должны вспомнить пещеры, должны вспомнить, что они живут во Вселенной.

 

Любимая женщина - это средство не быть одному перед этим миром. Но какие затраты, какие бесчисленные себяподношения, ...перестаёшь быть собой, так как хочется вдвоём, хочется иллюзии... Но настойчиво ждёшь чуда. Видимо, где-то есть убеждение, несмотря ни на какие факты: ЖДЁШЬ.

Мир исчезает без любви. Он перестаёт быть миром и превращается в покинутый склеп.

Сознательная жизнь происходит годы спустя.

Я лишён настоящего. Всё - сон.

Сегодня для человека самую большую опасность представляет человек...

Одни занимаются вопросами мастерства, меня интересует воспри­ятие в целом и соотношение поступка, факта и художественного сопереживания. Не говоря уже о самом процессе рождения из небытия форм, образов, символов, их состояний и сочетаний.

О! возвращение - это великий символ. Это иногда значит, что от нашей жизни всё-таки что-нибудь да остаётся.

 

Не относитесь к живописи, как к табуретке - хорошо ли сделана и как, удобно ли на неё возложить зад...

Искусство говорит глазу о мире то, чего невоодушевлённый глаз не способен в нём различить - новое измерение.

Я даю новую систему... Сезанн, Малевич, Мондриан сказали о том, что живописи свойственна конструкция... Клее говорил о том, что живопись - язык необыкновенно богатый по тонкости и разно­образию смысла... Матисс говорит о цветовом факторе живописи, о найденном покое.

Я просто-напросто хочу разобраться в том, чем я работаю, и из чего состоит процесс, да и сам я.

Философия вообще - это моя философия. Так и живопись. Есть моя живопись!

 

Одарённость профессиональная (талант).

Одарённость творческая (гений).

 

Мы смотрим на всё с точки зрения здравого смысла, парадокса, абсурда, агностики и т. п., а не на происходящее - поток. Отсюда все искажения, помехи. Закрывают непроницаемо от нас поток бытия, нашего изнутри. Редкие озарения пример ощущения бытия и об этом же в "Дзен" понятие Сатори.

Возможна искренняя радость познания в чистом младенческом омытом родником Сатори... Увидел вновь самого себя. Это искра. Освещает возможность, позитивность, адекватность высокого порядка...

Выглядывая из окошка своего внутреннего потока.    /Красная тетрадь, 1961г./

Вроде балалайки испытываю страдания, расстраиваюсь - от общения, несоответствия.

ИЩУ выход из создавшегося положения.  МВ62   /объявление - прим.Е.С./

Кому-то всегда приходится быть мучеником, чтобы избавить остальных. Каждая эпоха требует жертв, причем выбор падает сегодня на художника.

Художник сегодня самый опасный человек для общества роботов и несостоятельных инструкторов, которым художник становится поперёк горла.

Начни с того, что хочешь изобразить - эскиз.

Я ничего не хочу изобразить, рассказать конкретно ничего.

Я хочу сам что-нибудь узнать, найти, родить, выпустить джинна из пресловутой бутылки, и посмотреть...

Когда я спокоен и по-своему хорошо забаррикадирован, или лучше - в соответствующей состоянию моего мироощущения среде, или когда остро заинтересован, тогда говорите со мной, и кое-что интересное услышите - если сможете, разумеется.

 

Убеждения в том, что я - это я - увы! не достаточно - требуется реализация, и в достойном меня выражении.

Когда искра возникает от встречи с кем-то или чем-то, тогда всё происходит огромно, глубоко и по-божьи.

Неужели всё-таки необходимое условие творческого экстаза - накопленный вопль, спрессованный и невыносимый?

Как это ни странно, я люблю в формах, как заметил, когда они соединяются, сливаются, спаиваются, сообщаются, касаются, проникают и взаимовозникают, взаимоосмысляются... /позднее дополнено: накладываются (1+1+1=4)/

Стремление к истине и стремление соблазнить - сближенные категории.

Берёшь мандарин. Он пахнет ёлкой, отчимом, дизентерией, комнатой с тяжёлым, тёмно-зелёным занавесом.

Это первичные неудовлетворённости.

До конца озадаченный самим собой.

Впереди ещё раз "конкретное искусство" - в моём смысле, моя конкреция -  это: материал - потенция, а я - загадка, и материал - загадка, а я - потенция. Всё это одновременно.     / 1962г. /

Пытаюсь разобраться в противоречиях - другие живут с ними.

Говорят, что одиночество удваивает душевную мощь, отнимая в то же время всё, к чему она может быть применима.

Относительно некоторых: их трудно разбудить, а разбуженные, они страдают от невозможности применить рождённую стихию сил.

Стиль -  набор трусливых правил.

  

Иногда графика напоминает мне японскую танку. Отчего бы и не быть графике столь же поэтичной и скромной? ... Одно жестовое высказывание... Эти листки столь же музыкальны, сколь и поэтичны.    26/ХII 64

Поэзия жеста. Поэзия предшествует осмыслению, она процесс ...

Суровая определённость жеста - поступка и неопределённость, много-смысловость образа - знака.

 

... Музыка! Она большая, большая - музыка... И как большое откровение.

Искусство существует для того, чтобы зафиксировать и передать то, что не может быть передано иначе.

... Экспрессионизм нашего существования.

В других мирах всё то же самое, пока там пребываем мы сами.

... старые попутчики эстетики отпадают. Вместо канона - поступок. Это с одной стороны, с другой же - не выполняя функцию связей, искусство перестаёт отвечать своей задаче (?)

Важно не к чему приходим - важно от чего уходим, и как!

 

Моё любимое занятие - находить свежие вопросы.

И всё-таки надо искать выход из "создавшегося положения". Безнадюга стала скушнее плакатов по технике безопасности.

Чудо-мысль Уайльда: искусство - это особый мир, о котором мы обязаны говорить, иначе он не может существовать.

 

На завтрашний день - 15 копеек...

 

Поступок - преступок.

Каждый видит то, чем смотрит.

Человек ищет не человека, а надёжный банк, так велика необ­ходимость поместить свои ценности вне себя...

 

Вдруг почувствовать в каком-либо материале, дне, человеке, приёме, инструменте... ряд одушевлённых возможностей и путей проявить себя, разрешить напряжённость.

Объект как воодушевление.

Адекватно ли искусство отражает то, чем мы являемся?

Создать "Хорошо темперированный клавир" в живописи и графике, от холста без подрамника до поп-арта... Создание новых рядов, расширяя одну выбранную тему.

Мысль о том, что мы проделали небольшой путь, является интуитивным стремлением в этом направлении...

То же в кино: не учебное пособие и не показ-иллюстрация возможностей техники, вариаций, различных точек зрения, мироощущений и т. д., а своего рода ряд поступков, связанных с одной темой, приёмом, инструментом, массой... - живое, естественно развивающееся по предложенному пути (путям).

Очень поздно записываю о своём сомнении в сомнении.

Надо не забывать, что каждое выступление - итог случайностей.

Ещё и ещё - зритель должен получать не жёваную пищу, художником, а познать полноценный кусок хлеба для проглатывания по "собственному усмотрению".

Одинок как гвоздь программы...

Наблюдение хаоса рождает вывод. Природа и вторсырьё. Хроника тоже вторсырьё. Творчество других - всё совершённое раньше - для потока - вторсырьё.

 

Точка - она красивая и тихая.

Совершенство формы, если ему следовать по-школярски, тошнотворно... Совершенство - это сгусток бытия, возникший неизвестно отку­да и - куда он?

Справедливости ради я тот и другой (Фауст и Мефистофель).

Целый фильм "Диалоги".

Пары: лица, руки, маски. Затылки, графика. Прочесть улицу (пары) - вывод.

"Встречи", "Поиски", 2 варианта "Двери"...

 

Как в детстве и отрочестве влечёт к себе порок своими необъятными горизонтами... Греховные фильмы. Грех - как необходимость, дабы ощутить жизнь.

Должно быть: страшно, любопытно, весело, (как-то по-особому тайно), пикантно и восхитительно, да, ещё глубоко интимно связано с действительным мироощущением каждой индивидуальности. Всеобще.

Грех, в общем-то, безобидный... Сублимированные инстинкты, обогащающие общее сознание.

Грех не по видимым результатам разрушения, властолюбия и т.д., а по сути. Грех как форма существования живого. Живое не может существовать и быть безгрешным. Гений живого - грех. Тоже в эстетике, т. е. с самого начала в эстетике. Значит, грешить надо красиво, мужественно, широко, ярко-феерично...

 

"Стена" (фильм) и "Свеча"... Фильмы "Творчество", "Стена".

Фильм "Боль", спокойное повествование, упорядоченное вызывание боли. Человек ничтожен. Главное - выдержать. Необходимо выдержать боль.

Творчество, боль, стена, дорога, зов, небо и т.д.: вехи "пути"...

Когда человек имеет возможность высказать своё мнение публи­чно, оно может измениться или укрепиться. Когда он лишён этого - он обречён на него, сомневаясь в нём.

Самое страшное в нашей действительности - отсутствие малей­шей возможности говорить честно и открыто о том, что дейст­вительно волнует и необходимо для человека.

Искусство - это прежде всего философия, но особого рода, не как результат разума. Это особый род. Оно - философия обращения к разуму.

 

Изумительно чётко - тёмный мир. Без опор. Без правил. Без Бога? Мир без Бога? Разве он мир - без Бога?

Творческий акт - посылка в неизвестное, но необходимое.

Путь художника - проект собственного захоронения...

Я настолько собою заполнен, что собою недоволен.

И небу жалуюсь вином.

Этот мир никогда не начнётся, этот мир никогда не будет...

Главное. Необходимо сделать нечто такое, что отличало бы завтра от сегодня.

Человек и свеча. Человек подобен свече. В церкви горю во славу Господа и освещаю храм. Свечу нужно зажечь.

Каждый век имеет своё средневековье. Как и человек.

Особенно замечателен переход. Расплывчатое, почти растворимое мироощущение, нечто вроде "среды", затем активно, требовательно указующее событие.

 

Вместе со слогами распадутся и концы Вселенной...  / 1964г. /

 

Наше бытие сегодня средневековое в прямом смысле этого слова.  / 1965г. /

 

Пейзаж, голова, строфа и т.д. находятся внутри меня. Зритель у картины и зритель, смотрящий из картины.

 

Бог посылает, если не ждёшь. (Ему, видите ли, самое важное - ваше удивление...)

Чтобы что-то произошло: картина, стих и т.п., надо уметь ждать...

Искусство... Это аромат, исходящий от предметов искусства.

В моём мире нет ничего параллельного, всё разлетается вдребезги, встречаясь, разлетается в тартарары... / 1966г. /

Моя графика - каллиграфика.

Воображение губит, уничтожает человека, но не личность,  то же - алкоголь.

Я слишком, о, много знаю, чтобы чем-нибудь себе помочь.

 

 (Тебе - ещё не родившемуся другу - посвящены мои работы. Они дадут тебе пищу. Они окрылят тебя.)

 

Самонаплевательское поколение. На людей, ну хотя бы напоминающих людей, напал мор. Мы мрём изнутри внаружу.

 

Работам надо ещё найти названия... Как бы ещё раз найти себя.

Стоя у эскалатора метро. Как бессмысленно перегонять кого-либо. Бессмысленная муть также существование, если не передавать или не принимать факел становления благородных душ.

Кто безумней - тот умней.

Если не нападать на других значит остаться один на один с собой - своими безднами.

"Поверхность, родившаяся из глубины" (Ницше)

Я слишком много знаю, чтобы что-либо понимать.

Все человеческие ценности выдерживают переход, но не остановку.

 

Холст "Белый прямоугольник" назвать "Оркестровка Белого".

Счастье - в совпадении.

 

... Я не знаю, что нужно вообще человеку на этом свете, но  поскольку он является и присутствует здесь, то мне кажется, что его цель - исчерпать себя - сгореть, как свеча, созданная для того, чтобы гореть и освещать, и сгореть  при этом.

Но наше бедствие в том, что свечу зажигают - она необходима кому-то, а мы загораемся сами и ждем этого "кому-то", и нико­гда не дождёмся пока живы...

 

Я - христианин... - но я это делаю дома.

 

Трагедия - некому отдать.

Искусство - школа мужества (один на один) в одиночестве.

Жизньэтовопль.

Есть только представление о том, что будто что-то есть.

Когда я не работаю или не вижу симпатизирующих мне глаз, я не чувствую различия между собой и любой тварью.

Должно трогать за свежие струны воображения.

Гений в известном смысле - это прежде всего - лень...

... не художник - это мясорубка. Его производное - фарш.

В этом мире лучше всего спать! спать! просто спать... если бы смогеть!

Повесился на каждом гвозде своего дома.

"Само молчание наполнено словами и просьбами" (Т.Тассо)

Не работаем: сплошная задумчивость.

И не надо мне музыки. Она у меня в голове. Мне достаточно шумно.

Классичность - страх перед бытием. (Непреодоление оного.)

В графике серия "Унисоны".

 

В искусстве, как в слухоречевом аппарате: нельзя уметь говорить, не слыша собственного голоса; отсюда глухонемые в искусстве.

В жизни не обойтись без мук, если не умеешь умело ползать.

Пытаться постичь нечто, не имеющее никакого практического смысла - и есть наслаждаться искусством...

 

Вы мне скажете, что чудес не бывает, а вам отвечу - бывают только в искусстве, и для самого художника, и для остальных,  /дополнено в 1980-х: Истинное искусство - чудо./

Бах, Перголези и Камю - единодушны вечером со мной...

 

На каждое поколение должно приходиться одному со снятой кожей. Инструмент своего рода, барометр...

Вчера видел ребёнка лет 5-6, которому показали его собственную тень. Он ни за что не хотел с нею оставаться, дошёл до истерики, топал ногами, не хотел сдвинуться с места с таким попутчиком, пока родители насильно не переволокли его через улицу на теневую сторону.

Сам для себя я всё ещё ребёнок. Никакого сознания возмужалости.

Качество мамы: "что-то брать?" - стыдливость, роднящаяся с какими-то христианскими посылами.

 

Необходимо, видимо, соблюдать, даже чтить чувство обстановки, буквальности, а не усугублять допингами, в виде музыки и пр. Забытый тихий пруд - полон рыбы...

/ Серая тетрадь,1964-66г. /

 

3/8 - 63г.

Мои работы не имеют названий - они безсловесны. Дать название - не значит определить вещь, а скорее стремление приобщить, покорить; причём покорение это происходит только для того, кто пытается покорить.

Бесконечны наименования одного и того же явления. 

Быть вечно озадаченным самим собой.

Подобно труппе актёров, играющих день за днём перед пустым зрительным залом.

Этап критики сменил этап поэзии.

Неужели трудно понять, что я сумасшедший, да ещё занятый опытами над собой.

Общение с кем бы то ни было почти ничего не даёт мне, а скорее активизирует отпущенное мне Богом, но пребывающее в скрытом виде.

Часто это очень длинный и мучительный процесс - дать право бытия какому-либо холсту.

Каждое ощутимо малое время - миг - даёт свой материал, напряжение, хаос, которые необходимо упорядочить.

Напоминаю себе священнослужителя, вышедшего из храма потолкаться за подаянием с нищими и убогими...

Сегодняшнее поколение вынуждено врать более и судорожнее элементарного буржуа.

Закон? - Я склоняюсь перед исключением.

Художник - это агрессор с большими глазами.

Экспериментальная жизнь.

Человек - это архитектура, которой давно-давным-никогда не видел и не увижу.

Посмотрите на мои занавески, складки - пламенеющая готика; нет - возпламеняющая готика.

 

Мне так и не удалось стать взрослым человеком. 10/10 - 66г.

 

Разве возможно с помощью искусства доказать что-либо,  кроме наличия его? /10.Х.66г./

 

В конце концов, красота - Дар Божий и дар влюблённых в неё.

Замечено, что живопись овладевает мной, а не я ею.

Ты когда-то чего-то ждал от зеркала. И ты был прав.

Женщины - это стены... Они могли бы быть цветением, молитвами, но они - решётки!

Быть - столь же ответственно, как "вообще не быть".

По объявлению: "Срочно требуются люди - хотя бы одна, ну пусть один".

Каждый глаз имеет свой профиль.

Ю.Г. - прекрасный пример человека, которому нечего говорить, но очень хочется говорить.

Моя монументальная интимность. И моя интимная монументальность.

Самое большое открытие - это открытие себя! /позже исправлено: это открытие в себе себя!/

 

28.4.68г. /смотрю последнюю графику/

Вариации на тему: единство, единение, слияние, неделимость. 

/ "НЕ-общая тетрадь" /

 

Настоящего нет, настоящее - это знак - граница между прошедшим и будущим (и всё наоборот).

Вся моя жизнь происходит впрофиль.

Какое открытие: человеку нужно дышать, свободно! - ишь!

Писание стихов подобно рыбной ловле.

Весь ужас в том, что я не верю уже более в магию творчества.

Моё мироощущение динамично. Понятия и предощущение понятий имеют собственную грацию возникновения и опровержения. Мало кто понимает такое - статичность, в этом смысле, воспринималась бы желаннее...

 

Жаль, что записываю так нерегулярно...  5/1-67.

Перечитываю "Бобок". Гениально, который раз перечитываю и - гениально.

Делать живопись в её сути -  и - делать картинки?

Может быть я и сожалею, но жизнь - это диалог.

Кто занимается (делает) поэзией, а кто - завис на поэтичности.

Творцы и стилизаторы.

Художник не изобретатель, скорее - экскурсовод на темы "многосмыслового" бытия...

Освобождение - необходимый компонент, едва ли не основной в искусстве.

Существо это (я) было застенчиво-нагло и стыдливо-цинично.

Женщины (люди) напоминают просмотренный кинофильм. Ну 1, ну 2 раза...

Сколько существует во мне ответов, на которые не заданы вопросы!

Художнику необходимо переоценивать себя (позднее добавлено: в себе), иначе он не спосо­бен ничего создать путного.

... "меня всегда мучила закупоренность, непроницаемость душ".  /Бердяев/

"Время в человеке, а не человек во времени". /он же/

Внимание обращаю на самую плоть вселенной. Плоть создающую. Истоки формотворчества, образообразования и т. д.  /15.II.1967г./

 

В кругу: Сначала стало стыдно высказывать чувства, потом - испытывать их.

 

14/II-67 произнёс монолог о педагогике. "Дети: педагог проблематичен, одинок, своеобразен, желающе-добр".

О чём думает несущая плод женщина - ни о чём.  Её заботы ограничиваются гигиеной, большего ей не дано; так художник - более всего напоминает беременную бабу.

Нормальность - это и есть гениальность. Потому что гениальность - нормальное состояние творца...

Мир потерял краски и утвердил красители.

Слова - ведь существуют для кого-то...

Руки - творящие мир.

Жизнь есть муть (состояние взвешенности).

Кристаллизация мути - суть искусства.

Опять ни одного собеседника.

 

Графика передаёт, вспомни, ощущение: нюхаешь цветок. Всё уходит из сознания, и пытаешься  уловить запах. Нюхать глазами...

 

Человек, что бы он ни делал, думает: это для других, да и вся жизнь происходит для других!

Жить - значит делать кому-то подарок.

От образа-формы к среде. От среды - к форме-образу. (к Зиготе!)

Я бы многое посвятил Вам, Глен Гульд!! Тем более, что Вы помогли мне воспринимать себя всерьёз, как помогает мсье Бах!?

... Вы видите не то, на что смотрите, господа! (Надо учить уметь смотреть, исключив моменты эгоистического ряда.)

Художник пьёт? ... - Благоговей!

Люди - это трясина. Как только расслабишься - раздобреешь, начинают тебя засасывая - рассасывать.

Смотрят, покупают и "наслаждаются"... не картинами, а именами, известными, именами - мерзавцы скудные, бедные...

Вернуться к первичному созерцанию.

Почему люди созидающие, раздающие красоту, с необходимостью падающего камня - несчастны, гонимы, самоистязаемы, и т.д.

Художник благодарит собственных ребятишек - произведения, за то, что они произошли.

Ещё раз: Ваше Высочество - Одиночество.

Праздники, фейерверки: Рабле, Достоевский, Шопенгауэр, Уайльд, Монтень и т.д.

"Неведомому богу" (греки)

Тоска, которую я сам себе придумал.

Главное в моём деле - удивление: возникшим, собой...

Я художник милостью божею, слышите - божею! Там где взял - туда и отдал.

 

25/8-67

Уже несколько раз ловлю себя на том, что говорю себе "пойдёмте", сядем и т.д. - во множественном числе: Я и моя тоска.

Слушая Гульда, смотрю на занавеску (свет сзади) - Эль Греко. Трёхголосые инвенции...

Взаимодействие искусств. Бах - живопись.

"Мыслю" изначальной материей. /позднее исправлено: первоматерией (хаосом)/

Посажен на хлеб и водку. Висельчак какой!

Благоговение перед материей - свидетельство изысканно-мощного воображения.

Слушая Генделя, мне кажется вот этакое: музыка передаёт осязаемо-зрительные концепции, живопись моя наоборот - осязательно-музыкальные, т. е. слушая - смотрю, смотря - слушаю.

Совершенство - это то, что даёт надежду, оправдывает наше существование.

Воображаемые беседы.

Искусство оно ведь есть, есть! Его сводят чёрт знает к чему. Но оно упрямо заявляет о себе самим собой. Оно, видимо, эхо соотношения (пока живы люди), (+-) бытия, но этого мало... Жажда, ужас, безвзаимность, самораспятие, и многое...

 

Одно дело декоративный или иной приём, другое - принцип мышления (например, Мондриан).

 

Мои работы (эмали и особенно показательно туши) свидетель­ствуют собой грань между Бытием и Небытием, как в сущности своей человек пребывает между небом и землёй, ... между экстазом - и просветлённым покоем, на границе обострённости и фигуративности, т. е. они являются "конкрециями" по моей терминологии в этом смысле.

Они возникают из небытия, чтобы своим фактом возникновения рассказать о сокрытом во мне Боге - бесконечно многоликом и нескончаемо потенциальном.

Вообще-то истинно я не художник, а "богомаз", потому что мой взор обращен не на внешнее бытие (природа, человек и т.д.), а на духовное.

 Духовная пластика.

 

Я, как природа, всё или ничего, зависит от того, кто смотрит на мои работы.  Я замечал, что те несколько человек, которые получают наслаждение, смотря мои работы, - люди духовно своеобразные, даже уникальные. Жаждущие иной пи­щи, чем та, которую предлагает современность...

Классичность же, в которой меня модернистски мыслящие люди упрекают, всего лишь связь видимой поверхности работы с особенностями нашего зрения и нашего вертикального существования. Недаром же все известные нам культовые сооружения тянутся вверх, а не вширь. И наоборот - всё, связанное с внешним быти­ем, тянется вширь - ну хотя бы крепости, города.

 

Обыкновенно художники стремятся интерпретировать мир, а я - создать.

Художник возникает как феномен потребности времени. Например, гений Баха-полифониста сегодня невозможен.

Творчество настоящего художника развивается по сфере, создавая как бы клубок:   изнутри - наружу.

 

Жизнь произведения, да и имени творца, зависит от случайностей и капризов чьего-то восприятия. Становится, наконец, фактом признания, заслуг. Вопреки логике... - после того, когда творца нет в живых...

Восприятие подготовленное (реклама всякого рода).

Восприятие первозданное - явление столь же редкое, как и сам повод, его породивший. Этот род восприятия - встречи равен творчеству!

Жизнь и мои работы - это желание реализовать мою духовную суть (жизнь) и некую вселенскую память через свойственные мне и только мне пластические конкреции. 

 

/май1968/

"Господь создал мужчину и нашёл его недостаточно одиноким. И чтобы он лучше почувствовал своё одиночество, господь создал женщину". (Поль Валери)

Сохраняя свечу, предназначенную гореть! (здоровье) - поступают подло... Жить - это светить и сгорать при этом!

Сознание и подсознание обращены на внешнее бытие, на видимый, слышимый, ощущаемый, пахнущий и т. п. мир - они служат, они заинтересованы. Засознание - это просветлёние, это ничто. (дополнено позднее: Сознание самого процесса сознания.)

Воспринимаю мир не мыслью, не диалогом, а цельно, едино.

"Видения" ("Стояния", "Шествия") - пока вершина.

Аполлон - Дионис: взаимозамены ... в процессе-потоке эст. бытия. Поскольку бытие становится им через эстетический кристалл.

Быть одновременно не будучи - мой удел.

Аналогия жесту как таковому (графическому) имеется соответствие жеста смотрения.

Моё искусство не может жить более так. Те убогие крохи, которые мне удалось осуществить, доставляют муки - незримые миру, от того, что бы я мог создать и чем занимаюсь? какими мелочами!

Таким, как я, необходим меценат и близкий человек, для которого мой путь - его путь, и всё!

Раскрепощённый жест создаёт тот капилляр, проникая через который (для меня, например) - возможность общения с Богом.

Материал во всей своей могучей потенции для художника - есть мир.

Жест художника являет (в образе) глазу свет, неведомый до этого момента.

Как вдох свежего воздуха - график.

Чувственность готики и нашей иконы.

Во мне всегда мучительно боролись эти два вида чувственности.

Меня спросили вчера, верю ли я в Бога? Я ответил: мир сущест­вует, мы существуем, Земля вертится и т.д. - как это назвать - Бог или Нечто - всё равно...

Я пытаюсь постигать,  минуя религиозные представления, созда­вая  свои  представления - живописные, и  я  - молюсь! Я молюсь краске,  карандашу, бумаге и т. д. -  любому материалу, в кото­ром моё чувство находит себе поддержку.

Искусство для меня и есть религия в этом смысле.

"Мир един, неделим и проницаем мгновенно" - последний раз я эту формулу слышал от покойного философа П.П. Петрова-Бытова.

Многие искали и ищут очищения, с тем, чтобы озариться, проникнуться этим, у каждого свой путь. Я художник милостью Божею, я Ему воздаю Божие.

Моё, до сих пор непоколебимое в своей основе, неприятие грязи (в помыслах об искусстве) - мой путь.

Я возмечтал о Богоискусстве.

Чем я занимаюсь? Создаю современную икону.

"Люди - свечи" (графика).

Два мира пения: 1. Проявить, заявить себя.  2. Порадовать кого-то.

И человек, и храм...

Маме: под твоим балконом стоял и думал о тебе. Как! ты живёшь в своём дупле?

(Давно удивляюсь - до того удивляюсь, что решил записать - жадности до впечатлений внутренних духовных; наконец, хотя бы внешних... Главное - постоянное взалкание.)

Книга эуфоризмов.

Разновидность деятельности - СТОН.

 

4 мая 1968

Уже третью беседу о духовном бытии провёл сегодня с Галецким Ю.

Удивительно, мы знакомы уже восьмой год и только в этом году он прозрел по поводу моего пути, моих "детей", моего родника!

Его зародившееся миросознание почти адекватно моему, зафиксированному в работах, бытию...

Моя притча о "Повозке" и завете: человек создан по образу и подобию Его.

Молитва "действием". Разговоры о моём жесте-молитве, жесте-постижении, жесте-познании, вообще широко "жесте", как момен­те просачивания, о "чистоте"...

Сорванные плёнки ликов с икон традиционных - суть мои икононы.

Притча о "Колодце" и "Роднике", о Познавшем однажды чистоту "Родника" в себе.

Притча о "Плотине", которая только запруда. ("Наши") Трагическая судьба многих предков в этом смысле. Опять "чистота". "Традиция" в "Искусстве" как свидетельство для нас о лучшем, что являет человека.

6/7. Притча о шарике. (Восприятие) "Осознание".

"Простветлённое - удивление" - самое главное в графике и живописи.

Я познал Абсолют Белого, его трансцендентальность.

В графике (туши) я беру предельную зрительную величину - точку, она является неким упоминанием о сутях. И вот они... - "Жития".

Детемперирую клавир. Графика.

Произвожу на себя потрясающее впечатление.

Был Лёшка (Хвостенко - Е.С.), говорил ему о перенасыщении сегодня в мире всякого рода информацией, что ведёт к отуплению и безразличию к искусству.

Достиг вершины славы в себе! Ирония судьбы. Живу с раком... Единственное общество 3-ий день... Общество 5-ый день.

Европейское мышление. Иероглифы.

Не картинки - это Бытия.

Искусство начинается с нахождения некоего канона.

Самое доброе,  ценное  в жизни -  это  встретить человека!

Я не участвую в интеллектуальной жизни братьев. Я молчу. Годы молчу.

Поколения творцов вырастают друг из друга вроде матрёшки (Туда и обратно).

Один наедине с материей!  - жутко  - нельзя без  человека.

 

Мой сборник (стихов - Е.С.) назвать "Взбалтовня".

("Картина - глаз голубиный", "Во тьме розоватой взаимной", "Объятый пламенем, что вечно зеленеет", "Вот в полусне, вот наяву", "Вся жизнь её была направленная ложь", "На тине огромной в стогу океана", "Мой друг мой страх забыть его не может", "Когда в мире всё чисто", "Громкое горе")

 

Я в этом мире лишний бог.

Идеалистический материализм.

Свечность человеческая.

  Вы же поливаете цветок... Творец - цветок: требует ухода.

Создать легенду о Белом инквизиторе.

"Чёрное" это незнание. "Белое" - это Просветление. Знание.

/ Чёрная тетрадь, 1966-69г. /

Отдельные листы:

 

Конкреция  - это не деталь мира. Это целое, это единая форма мира (образ). Картину нельзя воспринимать, как фрагмент, каждая должна смотреться, как мир в себе, ряд миров, ряд систем, близких или непохожих. Они составляют мою вселенную, составляют целое-образ высшего порядка.

 

...Я решаю задачу синтетическую о знаке вообще, о системах зна­ков, об осмыслении и смысле как таковом..., о знаке-образе, знаке-поступке, знаке-выражении и т. д., знаке-организации (композиции)...

Интуитивный порыв у меня, видимо, органически связан с синте­зом, с комплексом как неделимым целым... Для меня жест не является чисто физическим или композиционным моментом, мой жест - результат и порождение целого потока связей от самых общих задач ряда, знака и т. д. до частных проблем личной модели.

Потому-то и неповторим творческий поступок, а тем более организующаяся новая модель...

Новое понимание красоты  характеризуется  простотой выражения, пробуждается в искусстве, чтобы создать  мир или лучше сказать - создать мир заново.

Необходимо ли доказывать, что живопись вечно возвращается к себе (входит в док очиститься), чтобы освежить и произвести новые формы...

Для художника недостаточно начинать там, где закончили другие. Он должен всегда начинать с самого начала.

 

Чтобы быть художником, недостаточно уметь нарисовать похожую природную форму. Принимаемые формы должны вырастать изнутри, должны быть непринуждённым порождением материалов... Потребность в неизведанном...

Я начал изучать природу материалов, смотреть на краску как на краску. Как  это ни странно, но это требовало  большого напряжения воображения, т. к. каждый  материал требовал другого с собой обращения и каждый обладал своими возможностями, реакциями, растил линии и пятна свойственные его природе...

 

Необходимо свежее чувство материала, которое является первым необходимым условием и надеждой, что в конце концов приведёт к красоте (ни в коем случае не эксплуатация) органичной, рождённой формы, исходящей из внутренней структуры.

Пластичность - результат процесса, роста, реакции, присущей структуре... Выявление высших возможностей материала.

Убожество - не простота... Простота является чем-то исходным из самого себя (природа), непреднамеренно рождённым. Органичным.

 

Чувство целого. Новое чувство построения, давшее основу для роста формы (непредвзятость), не только соответствующей материалу, но и обладающей гораздо большей выразительностью и чистотой, простотой усилия... Независимая простота (конкретность) ... может расцвести в ошеломляющее изобилие форм, чуткости, настроений, философских обобщений...

Искусство не воспроизводит видимое, а изобретает, вернее - рождает  /позднее исправлено - "порождает"/.  

Взаимопроникновение плоскости, пространства и образа: одно через другое. Форма является событием материала.

Через жест и материал к форме, а затем к образу.

 

Пространство не есть что-то, что должно быть заполнено, а нечто "цельное само по себе".

Иначе посмотреть на мир, в котором нет для тебя места. Посмотреть так, чтобы ты и твоя активность, твои данности, твоя заинтересован­ность в жизни дали плоды, позволяющие тебе соучаствовать с большим миром...

"Безумное чаепитие".  /Льюис Кэрролл - Е.С./  Нужно увидеть, что стол свободен!!

 

... Желание зафиксировать миг всей-всей взвеси бытования. Осознать хотя бы миг.

Искусство бессильно по своей сущности выразить что-либо. Живопись  -  лишь  упорядочивание  (произвольное)  отношений  между  субъектом, пространством и временем...

 

Поэзия - особый язык, на котором поэты могут говорить, не опасаясь, что они будут поняты.

Оркестровое мышление...  /Л.Рубанова о живописи М-В./

 

Давайте подарим себя друг другу. Возможно ль?

Не могу найти своих предтеч в живописи  (кроме икон - метафорически). /записано Т.Гетман, 26.3.1968г./

Работал 5-6 лет с надеждой (построить дом и жить), стукался лбом о надежду.

Проблема... - индивид. И лестно, что не такой, и плохо, что не функционирую. Достоевский - функционировал. Живу в пустоте.

Я же не абстракционист. Все "измы" - группы. А я не принадле­жу ни к каким. Если художник - сам по себе. /записано Т.Гетман, 26.3.1968г./

Нужно, чтобы на этом свете было кому-то скушно.

Серия: "Мгновенье как взгляд".

 

Знание  не  есть  накопление,  путь является знанием.

Моя заслуга - только в том, что я  сохраняю - вопреки, парадоксально сохраняю - связующую нить... /позднее "моя заслуга" зачёркнуто/

Люди относятся к разряду тех загадок, на которые не хотелось бы получать ответы.

Без молитвы Бога нет. Люди живы Богом, а Боги живы молитвами, обращёнными к ним.

Нам не на что любить друг друга.

Моя родина - окрик "Стой!"

Коан - вопрос, требующий пробуждения и работы интуиции.

Меня хоронили, когда меня не было дома.

Духовная графика (высшая цель для художника).  /1969г./

 

К работам:  "Мгновенье как взгляд". "Возомни себя иначе".  "Симфонии духа моего".   "Иллюстрации самого себя". "Эхо сверху".

 

На сегодня уже требуется некий аргумент, чтобы что-либо делать. Привлекательный, но сомнительный способ по-индусски: "Делай, что дано". Не соблазнителен совсем способ цивилизации: "Кто скорей". Третье неясно и тревожно.

 

Активность! Где уж! Самое нелепое и непоправимое увечье, которому я обязан моему положению в мире, - лишённость активности. Обворованный, заби­тый, напуганный - я всё равно, в сопротивляемости чуждому миру, вижу свою поруганную и искалеченную возможность активности.

 

То, что мне удалось сделать в живописи и к чему привёл я сам себя, может стоить жизни. Результат страшноватый, но, видимо, неизбежный...

 

Человечество спохватывается иногда, восклицая, что дало миру Данте, Бетховена, Моцарта и т.д. А что оно думало, когда губило их!?

 

Особая  польза  в  бесполезном. Ум  имеет право наслаждаться свои­ми возможностями и способностью быть свободным.

Жизнь состоит не из ряда множеств, а из одного. Если он состоялся - то этим всё исчерпано, большего нельзя желать от Господа.

Наша жизнь подобна одинокому дню - кому какой даётся. Жизнь - это один день.

Умение жить - умение ждать.

Дороги, которые нас выбирают.

Чтобы воспринимать, надо созидать свой собственный опыт.

Восприятие является творческим процессом и имеет характер открытия...

Свойство жеста быть началом.

В 20 лет - все дураки! В 30 - сколько было умных людей (было!)

Необходимым условием современного мироощущения человека (и тем более художника) является осознание того, что ... он одинок в этой Вселенной, ужас и притягательность которой вместе с переживанием в нём самом её бесконечности  состав­ляет трагическую сущность его жизни.

 

Всё, что живёт и существует в этом мире, живёт только через касание мирам иным. (М-В 68)

Живопись всегда тянет вспять - к  любованию  своими  перво­основами.

Цель Вселенной - быть окончательно выраженной.

Мысль о самоубийстве помогает пережить мучительную пустоту.

Предпочитаю блеск малейшего, но действительного события.

В делах искусства эрудиция - род немощи.

Живопись становится подлинно творческим актом, когда она является завершённым синтезом, естественным, как дыхание.

Помнить, что картина - это краска (?), разлитая на плоскости, и ничто другое, но искусство начинается там, где  исчерпывает­ся это определение...

Кто ищет знание, чтобы владеть, кто Бога - чтобы быть.

Мир не меняется, и мы по сути дела тоже почти не меняемся, изменяется постоянно  наше отношение к миру, людям и к себе.

 

Внутренняя  фигуративность /работ - Е.С./. /позднее исправлено: Духовная реальность!/

 

Да, я дорожу своими работами  -  возникновение  каждой глубоко интимно и неповторимо.

Вся жизнь проходит одним днём - повеселиться надо бы на нём,

но жизнь лежит в ладони - одним днём - и почему-то посторонним.

 

В стихе прекрасно его происхождение.

Мой ум заходит за разум, а разум бежит от ума.

Средневековье почти кончается...

Разрешение проблемы жизни заключается в исчезновении этой проблемы.

 

Примечание:

Тексты Е.Михнова-Войтенко были напечатаны мною на машинке при жизни художника - с оригиналов: общих тетрадей: "Моё болото-с" /1961-62/, "Красная тетрадь" /1961г./, "Серая" /1964-1966/, "НЕ-общая тетрадь" /1963-68/, "Чёрная тетрадь" /1966-69/, с отдельных листов и карточек.   Е.Сорокина

 

 


Биография  |  О художнике - его современники: Александр Альтшулер, Валерий кулаков, Ростислав Климов, Геннадий Приходько, Евгения Сорокина  |  Записи 1961-1969   1979-1980-х   Из бесед 1970-1985  |  Выставки  |  Первая персональная выставка  |  Путь художника (работы и фото)  |  Об Этом сайте

Copyright © Е. Сорокина, 2014

Создание и поддержка сайта: avk