БИОГРАФИЯ

О ХУДОЖНИКЕ - ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

АЛЕКСАНДР АЛЬТШУЛЕР
ЛЕОНИД АРОНЗОН
ВАЛЕРИЙ КУЛАКОВ
РОСТИСЛАВ КЛИМОВ
ГЕННАДИЙ ПРИХОДЬКО
ВЛАДИМИР РОХМИСТРОВ
ЕВГЕНИЯ СОРОКИНА

ЗАПИСИ

ЗАПИСИ 1961 - 1969
ЗАПИСИ 1979 - 1980-х
ИЗ БЕСЕД. 1970 - 1985 (дневник Е.Сорокиной)
«ТУСКУЛАНСКИЕ БЕСЕДЫ»
«Е. ГРОСС»

ВЫСТАВКИ

ВЫСТАВКИ
ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ
ПУТЬ ХУДОЖНИКА
ПАМЯТНЫЕ АДРЕСА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
КИНОЗАЛ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПАМЯТИ К. КУЗЬМИНСКОГО
 
 

Найдите нас на facebook

Михнов-Войтенко
Евгений
   

 

«Е. ГРОСС» Евгения Михнова

 

 

Художник родился в Херсоне,  городе близ Чёрного моря,  где "Одесса-мама".  Херсон же, как известно, - "папа".

Юмор сопровождал с детства. Особенно изобиловали им рассказы "дяди Толи" (А. А. Михнова).

Любимые писатели – Франсуа Рабле, Лоренс Стерн, Мишель Монтень (утверждавший, что «печальное надо облекать шутками»). На тему «Писем к тётеньке» Салтыкова-Щедрина у Е. Михнова есть замечательный  экспромт «В Летнем саду».

 

Когда я стала записывать афоризмы Михнова, оказалось, что многие из них имеют юмористическую окраску - не ирония, не сарказм, а именно юмор, дающий заряд оптимизма. Так появился Е. Гросс - "гениальнейший дурак", по определению Михнова.

 

Фамилия к нему перешла от академика, который хотел купить нитроэмаль "Бабочка", кою МВ не собирался никому продавать. Когда  он смотрел картины на Рубинштейна, восклицал: "я такой страстный! такой страстный!" - и падал с низкого креслица, сделанного из диванных подушек.

 

Наше собрание изречений Е.Гросса было иллюстрировано гравюрами из томов Ч. Дарвина (например: "Кучка экскрементов дождевого червя. Вид сбоку"), вырезками газетных объявлений, как-то: "Психоневрологический интернат купит  пресс ручной усилием до 2 тонн"!

 

К высказываниям Е.Гросса можно отнести сентенции Е. Михнова до появления этого собрания:

 

Меня хоронили, когда меня не было дома.   (МВ-1969)

*

Лоб у человека - лишняя вещь. Чтобы получать по лбу.  (1970)

*

Что делает труд? Превращает женщину в человека, а мужчину - в животное.  (1970)

*

Боже, сколько нужно передумать, чтобы ни о чём  не думать!   (1971)

*

Отсутствие женщины – вдохновляет!    (1971)

*

Птица - не та, что летит в перьях, а та, что летит без них.  (1971)

*

Есть два выхода из создавшегося положения:  не выходить из него, и  -  выходить поодиночке.  (1971)

*

Зачем нужны гении? Во-первых, они не нужны.    (1972)

*

Жизнь – затянувшийся случай.   (1972)

 

------------------------------------------------------------------------------------------

Наивысшее достижение человечества - создавать дураков. Самые красивые поступки, которые совершает человек, это глупые поступки.

Когда не создают дураков - становятся нищими. Всё держится на дураках. Как говорил покойный Гросс - дураки делают нас счастливыми.

А у какого-то народа говорят: вот он безумен, то есть не имеет той глупости, которой заняты все остальные.

Короче - люби дурака!                                          Е. Гросс-72

*   

Тяжело быть дураком, но зато другим от этого легче.   Е.Гросс-72

*

Совмещай приятное с бесполезным!    Е.Гросс-72

*

Один умерший стоит двух присутствующих здесь Е.Гросс-72

*

Чем больше выпьешь, тем чище станешь!    Е.Гросс-72

*

Не верь слову, а верь тому, как ты его слышишь.  Е.Гросс-72

*

Трезвые люди стихов не пишут!   Е.Гросс-72

*

Простота приходит или сначала, или через.  Е.Гросс-Г.Р., йог-72

*

Всё, к чему ты стремишься, не достанешь, а если достанешь - хуже будет!   Е.Гросс-72  

*

Я люблю свою зубную боль.  Е. Гросс-Михнов-Войтенко

*

Смотри на того, кто смотрит!     Е.Гросс-72

*

Жил человек с дверью.  Дверь есть, а дома нет-с.    А.А.- Е.Гросс

*

Ты стоишь не в ту сторону! (на автобусной остановке)  Г.Р. -  Е.Гросс

*

Почему-то я любил женщин - они всегда могут поставить в безвыходное  положение.     Е. Гросс

*

 Всё равно там всё высохнет!     Г.Р. Гросс

*

 У меня есть одно достоинство -  я всегда неправ.    Е.Гросс. 1973

*

 МОГУ.     Е.Е.Гросс

*

 Каждый видит то, чем смотрит.   Е.Гросс

*

 У меня есть одна цель - никуда не ходить. Е.Гросс-Михнов-Войтенко

*

Люблю музыку, особливо громкую. Предпочитаю барабан.

                                       Е.Гросс - Генераллисимус  граф Рымникский Суворов

*

Я дышу, но сомневаюсь.   Е.Гросс

*

Мечтай безпрепятственно!   Е.Гросс-Салтыков-Щедрин

*

Люди хотят иметь больше того, что имеют. Не догадываясь, что имеют гораздо больше, чем хотят!     Е.МВ-77

*

Пессимизм - путь к оптимизму!     Е.Гросс. 1974

*

Похож ли я сам на себя?        Е.Е.Е.Гросс

*

Люди сначала изобрели фейерверки, не думая, что они изобрели ракету.   (1974)

*

 Упал уверенно.  Е Гросс

*

 Этот свет не так уж плох, если на него не обращать внимания!  Е.Гросс-76

*

Е.Гросс временно умер.     Е.Гросс-76

*

Держись за меня, когда я падаю!     Е.Гросс-дядя Толя

*

Агрессор с грустными глазами.   Е.Гросс

*

ФИГАративность.   (1979)

*

Я выпал в осадок. Меня надо взболтать!   Гросс-Е.79

*

Что я сейчас читаю? Мысли на расстоянии!   Е.Гросс-МВ-79

*

Распадение личности - это и есть жизнь. У большинства распадаться нечему.     Е.Гросс-79

*

Я все книги заменяю собой!        Е.Гросс -1980

*

Концепции именно тем хороши, что рушатся!        Е.МВ-Гросс

*

Мясокапустная неделя (вместо мясопустной) Е.Гр.

*

Всё течёт, всё ИЗ МЕНЯ…   Е. Гросс – Гераклит

*

Период смутный, то есть жизнь.     (Е.Гросс-Михнов-Войтенко. 1983)

*

Портретом Е.Гросса нами было выбрано изображение прусского короля Фридриха Великого из династии Гогенцоллернов.

Философ и музыкант, он даже в военных походах не расставался с флейтой.

Как оказалось, выбран он был точно – на надгробной плите Фридриха Великого в его любимом Сан-Суси («Без забот») начертано:  Friedrich der GROSSE.

Е. Сорокина

Примечание: АА – Алик Альтшулер, ГР – Галина Родионова.

 

 

ЭКСПРОМТ Е.Михнова-Войтенко на тему «ПИСЕМ К ТЁТЕНЬКЕ» Салтыкова-Щедрина М.Е.

 

В ЛЕТНЕМ САДУ

Итак, повторяю  –  тихо  везде. Скромно. Но притом – свободно.

Вот нынче какое правило – встаёшь утром, просмотришь газеты – благородно.

А тут что?  «Из Белебея пишут»… «Из Конотопа пишут»…

Не горит Конотоп! Не горит.

Я думаю, впрочем, тётенька, что в конце концов – произойдёт! Сгорим мы все к чёртовой матери и сгорим всего один раз! – «чтобы было нам вповадку».

Потому что уж ежели теперь «нам Бог на нашу тихость не подаст», то уж после того я даже не знаю за какую … браться.

Я, знаешь, тётенька, «бредни всё», думаю, а ведь руку держу на месте.

И гадаю – даст тётя или ей дадут. Вот, по правде-то  сказать, и похвалиться-то нечем. И тётя не дала, и ей не дали.

Так вот, тётя. У нас здесь, в Берёзовке, ну что? Пошёл я на днях в Летний сад – обедать. Но ведь знаешь, тётя, не ходишь же обедать в Летний сад, но я пошёл – именно туда и именно обедать.

Итак, повторяю, тихо. Тихо, говорю, везде. Везде тихо.

Везде, тётя, можно обедать.

Не надо ходить для этого в Летний сад, ради Бога, тётя, обедай дома.

Это самый лучший способ. Так я-то, дурак, взял, собрался.

Ну что такое – взял, собрался? Ну штаны надел, ну, ну, там это, застегнулся. Ну, морду сделал, какую там нужно на этот случай – мало ли по роже дадут, надо же и впечатление иметь на лице.

Так, значит, иду я в Летний сад, значит, обедать. Не то, чтобы к тебе б зайти, тётенька, а прямо иду, вот так нагло, нагло, сволочь такая, иду в Летний сад.

Ну, вхожу, значит, дорожки там всякие, статуя на статую глядит, я тоже гляжу…

Да, и знаешь, тётя, смотреть это дорого. Потому что каждая статуя, ты знаешь, привезённая. Значит, за её оглядение вокруг тел деньги платить надо. Плачу. Ну, думаю, дадут пожрать-то хоть.

Пока не дают. Значит, надо все пройти. Прохожу…

Потом пахнет. Ведь копии всё, понимаешь, копии!  Там их так делали, так делали, проклятые, боже мой… Действительно, сколько пота вложили.

А ведь до обеда так я, тётька, и не добрался.

Вот присел на скамейку, задумался и решил написать: Здравствуй, тётя!

Я ведь, знаешь, из Баден-Бадена прямо в Летний сад наш приехал, потому там скука страшная, и одной водой поют. А здесь у нас, знаешь…

Пока обеда, правда, не дали, но не важно – дадут, наверно.

Я напишу первые впечатления. Так вот, значит, вхожу я в этот сад!

Ну скажу тебе – почему он Летний? Холый! И бабы - холые. И я вроде… 

Ну, нет, я одевался, а на меня смотрят, как на голого. И всё с меня берут, и берут, и берут…

Ну, думаю, что ж с меня теперь брать-то, когда у меня уже один волос на черепе, и тот колышется. Но это ветерок, знаешь, с Невы там это.

Ой, тётя, ты ж бывала в Летнем саду. Ты когда-нибудь там обедала? ... 

Надеюсь, что ты там никогда не обедала, тётенька. И не советую, тётя. Обедай дома.

Ну, тётя, знаешь, по крайней мере, это же не каждый день случается, чтоб пойти – это… ну, понимаешь. Это ж не каждый раз случается.

Я ведь и дома-то живучи никуда не хожу.

Ну взял, вот, там, жену обманул, ну, тоска ведь, тоска. Ну ведь одна тоска, ничего более. Ничего, тётя, кроме тоски, ничего… 

Один обед у меня в голове, обед, обед. Да не хочу я жрать-то, твою мать! Ну! А вот обед, обед, говорит, обед.

Ты, говорит, «ризум тэнэатис амици»… Ну я удивляюсь, пытаюсь перевести. А ведь тоска, тётя, тоска. А оказывается, всего-навсего значит: Удержаться от смеха, друзья, хоть усраться, - нельзя!

Понимаешь, это, значит, по латыни. А мне-то что. Я с собой взял, с собой, правда, кое-что…

Ну я говорил насчёт статуй-то. Вокруг них раздели, значит, я это и потерял. Это, что с собой взял.

И вот гляжу – деревья, тётка, растут. Говорят, растут до сих пор ещё. Вот я уже там уж не сижу, я всё уже дома теперь пишу, потому что холодно голому, знаешь. Волосок колышется, и ветер Борей какой-то, хрен его знает, там. Шпиль торчит, не знаешь, куда вдарит. Но ты сама понимаешь, ну что такое Петербург? Тётя, ты же живёшь в нём! Ну, ну, так и я, вот теперь дома пишу и позволю себе, тётенька, ну скромное такое, небольшое отступленьице, ну если разрешишь, тётя, ну разреши отступленьице.

Я вот…  Да я ещё не начал, нет, нет, нет, тётя, ты разрешила? Нет? ну, тётушка, ради бога, ну оно будет коротенькое такое. Я больше про сад говорить не буду. Ну, про аппетит тоже не буду. Что голый был – не буду. Не буду, тётя! И не за то держать буду! Нет, нет, нет, я прямо так, сразу, за квартального подержусь лучше, а? ...

Мне тоже неудобно, знаешь, всё-таки люди кругом. Ну не сейчас, но были…

Вот они говорят – «во всём блеске». Это я говорю по-русски, да, а они мне говорят: «ту пимпам». Я думал – пимпам – это какая-то вещь. Читаю вот теперь, текст читаю, написано: пимпантэ. Чёрт его знает, а может, действительно, пимпантэ? Я вот всё время в руках его держал. Был не пимпантэ, вроде был кто-то другой. А они говорят, что во всём блеске. А какой у меня блеск, тётка?

Знаешь, холод дикий! А я вот сколько тебе говорю, до сих пор так ничего и не съел, понимаешь?

Вот и урядник рядом, вот и скамейка есть, вот я сейчас смотрю в одну жопу – это, говорят, Мимоза…  Ну, я думаю, жопа как жопа, а почему Мимоза? А мне говорят – сейчас сезон мимозный. Это говорят с другой скамейки. Может, у них какие-то там другие взаимоотношения, не знаю. Я же вижу только жопу, тётя. Но я же не могу сказать, что я их вижу две. Я вижу одну! И никакой мимозы. Просто мраморная, грязная, одинокая жопа. Почему её не мыли, не знаю. Не знаю, не знаю, тётя …

 

23 января 1981г. – магнитофонная запись

 

Прусский король Фридрих Великий и его надгробье.

 


Биография  |  О художнике - его современники: Александр Альтшулер, Валерий кулаков, Ростислав Климов, Геннадий Приходько, Евгения Сорокина  |  Записи 1961-1969   1979-1980-х   Из бесед 1970-1985  |  Выставки  |  Первая персональная выставка  |  Путь художника (работы и фото)  |  Об Этом сайте

Copyright © Е. Сорокина, 2014

Создание и поддержка сайта: avk