|
|||||
«Е. ГРОСС» Евгения Михнова
Художник родился в Херсоне, городе близ Чёрного моря, где "Одесса-мама". Херсон же, как известно, - "папа". Юмор сопровождал с детства. Особенно изобиловали им рассказы "дяди Толи" (А. А. Михнова). Любимые писатели – Франсуа Рабле, Лоренс Стерн, Мишель Монтень (утверждавший, что «печальное надо облекать шутками»). На тему «Писем к тётеньке» Салтыкова-Щедрина у Е. Михнова есть замечательный экспромт «В Летнем саду».
Когда я стала записывать афоризмы Михнова, оказалось, что многие из них имеют юмористическую окраску - не ирония, не сарказм, а именно юмор, дающий заряд оптимизма. Так появился Е. Гросс - "гениальнейший дурак", по определению Михнова.
Фамилия к нему перешла от академика, который хотел купить нитроэмаль "Бабочка", кою МВ не собирался никому продавать. Когда он смотрел картины на Рубинштейна, восклицал: "я такой страстный! такой страстный!" - и падал с низкого креслица, сделанного из диванных подушек.
Наше собрание изречений Е.Гросса было иллюстрировано гравюрами из томов Ч. Дарвина (например: "Кучка экскрементов дождевого червя. Вид сбоку"), вырезками газетных объявлений, как-то: "Психоневрологический интернат купит пресс ручной усилием до 2 тонн"!
К высказываниям Е.Гросса можно отнести сентенции Е. Михнова до появления этого собрания:
Меня хоронили, когда меня не было дома. (МВ-1969) * Лоб у человека - лишняя вещь. Чтобы получать по лбу. (1970) * Что делает труд? Превращает женщину в человека, а мужчину - в животное. (1970) * Боже, сколько нужно передумать, чтобы ни о чём не думать! (1971) * Отсутствие женщины – вдохновляет! (1971) * Птица - не та, что летит в перьях, а та, что летит без них. (1971) * Есть два выхода из создавшегося положения: не выходить из него, и - выходить поодиночке. (1971) * Зачем нужны гении? Во-первых, они не нужны. (1972) * Жизнь – затянувшийся случай. (1972)
------------------------------------------------------------------------------------------ Наивысшее достижение человечества - создавать дураков. Самые красивые поступки, которые совершает человек, это глупые поступки. Когда не создают дураков - становятся нищими. Всё держится на дураках. Как говорил покойный Гросс - дураки делают нас счастливыми. А у какого-то народа говорят: вот он безумен, то есть не имеет той глупости, которой заняты все остальные. Короче - люби дурака! Е. Гросс-72 * Тяжело быть дураком, но зато другим от этого легче. Е.Гросс-72 * Совмещай приятное с бесполезным! Е.Гросс-72 * Один умерший стоит двух присутствующих здесь. Е.Гросс-72 * Чем больше выпьешь, тем чище станешь! Е.Гросс-72 * Не верь слову, а верь тому, как ты его слышишь. Е.Гросс-72 * Трезвые люди стихов не пишут! Е.Гросс-72 * Простота приходит или сначала, или через. Е.Гросс-Г.Р., йог-72 * Всё, к чему ты стремишься, не достанешь, а если достанешь - хуже будет! Е.Гросс-72 * Я люблю свою зубную боль. Е. Гросс-Михнов-Войтенко * Смотри на того, кто смотрит! Е.Гросс-72 * Жил человек с дверью. Дверь есть, а дома нет-с. А.А.- Е.Гросс * Ты стоишь не в ту сторону! (на автобусной остановке) Г.Р. - Е.Гросс * Почему-то я любил женщин - они всегда могут поставить в безвыходное положение. Е. Гросс * Всё равно там всё высохнет! Г.Р. Гросс * У меня есть одно достоинство - я всегда неправ. Е.Гросс. 1973 * МОГУ. Е.Е.Гросс * Каждый видит то, чем смотрит. Е.Гросс * У меня есть одна цель - никуда не ходить. Е.Гросс-Михнов-Войтенко * Люблю музыку, особливо громкую. Предпочитаю барабан. Е.Гросс - Генераллисимус граф Рымникский Суворов * Я дышу, но сомневаюсь. Е.Гросс * Мечтай безпрепятственно! Е.Гросс-Салтыков-Щедрин * Люди хотят иметь больше того, что имеют. Не догадываясь, что имеют гораздо больше, чем хотят! Е.МВ-77 * Пессимизм - путь к оптимизму! Е.Гросс. 1974 * Похож ли я сам на себя? Е.Е.Е.Гросс * Люди сначала изобрели фейерверки, не думая, что они изобрели ракету. (1974) * Упал уверенно. Е Гросс * Этот свет не так уж плох, если на него не обращать внимания! Е.Гросс-76 * Е.Гросс временно умер. Е.Гросс-76 * Держись за меня, когда я падаю! Е.Гросс-дядя Толя * Агрессор с грустными глазами. Е.Гросс * ФИГАративность. (1979) * Я выпал в осадок. Меня надо взболтать! Гросс-Е.79 * Что я сейчас читаю? Мысли на расстоянии! Е.Гросс-МВ-79 * Распадение личности - это и есть жизнь. У большинства распадаться нечему. Е.Гросс-79 * Я все книги заменяю собой! Е.Гросс -1980 * Концепции именно тем хороши, что рушатся! Е.МВ-Гросс * Мясокапустная неделя (вместо мясопустной) Е.Гр. * Всё течёт, всё ИЗ МЕНЯ… Е. Гросс – Гераклит * Период смутный, то есть жизнь. (Е.Гросс-Михнов-Войтенко. 1983) * Портретом Е.Гросса нами было выбрано изображение прусского короля Фридриха Великого из династии Гогенцоллернов. Философ и музыкант, он даже в военных походах не расставался с флейтой. Как оказалось, выбран он был точно – на надгробной плите Фридриха Великого в его любимом Сан-Суси («Без забот») начертано: Friedrich der GROSSE. Е. Сорокина Примечание: АА – Алик Альтшулер, ГР – Галина Родионова.
ЭКСПРОМТ Е.Михнова-Войтенко на тему «ПИСЕМ К ТЁТЕНЬКЕ» Салтыкова-Щедрина М.Е.
В ЛЕТНЕМ САДУ Итак, повторяю – тихо везде. Скромно. Но притом – свободно. Вот нынче какое правило – встаёшь утром, просмотришь газеты – благородно. А тут что? «Из Белебея пишут»… «Из Конотопа пишут»… Не горит Конотоп! Не горит. Я думаю, впрочем, тётенька, что в конце концов – произойдёт! Сгорим мы все к чёртовой матери и сгорим всего один раз! – «чтобы было нам вповадку». Потому что уж ежели теперь «нам Бог на нашу тихость не подаст», то уж после того я даже не знаю за какую … браться. Я, знаешь, тётенька, «бредни всё», думаю, а ведь руку держу на месте. И гадаю – даст тётя или ей дадут. Вот, по правде-то сказать, и похвалиться-то нечем. И тётя не дала, и ей не дали. Так вот, тётя. У нас здесь, в Берёзовке, ну что? Пошёл я на днях в Летний сад – обедать. Но ведь знаешь, тётя, не ходишь же обедать в Летний сад, но я пошёл – именно туда и именно обедать. Итак, повторяю, тихо. Тихо, говорю, везде. Везде тихо. Везде, тётя, можно обедать. Не надо ходить для этого в Летний сад, ради Бога, тётя, обедай дома. Это самый лучший способ. Так я-то, дурак, взял, собрался. Ну что такое – взял, собрался? Ну штаны надел, ну, ну, там это, застегнулся. Ну, морду сделал, какую там нужно на этот случай – мало ли по роже дадут, надо же и впечатление иметь на лице. Так, значит, иду я в Летний сад, значит, обедать. Не то, чтобы к тебе б зайти, тётенька, а прямо иду, вот так нагло, нагло, сволочь такая, иду в Летний сад. Ну, вхожу, значит, дорожки там всякие, статуя на статую глядит, я тоже гляжу… Да, и знаешь, тётя, смотреть это дорого. Потому что каждая статуя, ты знаешь, привезённая. Значит, за её оглядение вокруг тел деньги платить надо. Плачу. Ну, думаю, дадут пожрать-то хоть. Пока не дают. Значит, надо все пройти. Прохожу… Потом пахнет. Ведь копии всё, понимаешь, копии! Там их так делали, так делали, проклятые, боже мой… Действительно, сколько пота вложили. А ведь до обеда так я, тётька, и не добрался. Вот присел на скамейку, задумался и решил написать: Здравствуй, тётя! Я ведь, знаешь, из Баден-Бадена прямо в Летний сад наш приехал, потому там скука страшная, и одной водой поют. А здесь у нас, знаешь… Пока обеда, правда, не дали, но не важно – дадут, наверно. Я напишу первые впечатления. Так вот, значит, вхожу я в этот сад! Ну скажу тебе – почему он Летний? Холый! И бабы - холые. И я вроде… Ну, нет, я одевался, а на меня смотрят, как на голого. И всё с меня берут, и берут, и берут… Ну, думаю, что ж с меня теперь брать-то, когда у меня уже один волос на черепе, и тот колышется. Но это ветерок, знаешь, с Невы там это. Ой, тётя, ты ж бывала в Летнем саду. Ты когда-нибудь там обедала? ... Надеюсь, что ты там никогда не обедала, тётенька. И не советую, тётя. Обедай дома. Ну, тётя, знаешь, по крайней мере, это же не каждый день случается, чтоб пойти – это… ну, понимаешь. Это ж не каждый раз случается. Я ведь и дома-то живучи никуда не хожу. Ну взял, вот, там, жену обманул, ну, тоска ведь, тоска. Ну ведь одна тоска, ничего более. Ничего, тётя, кроме тоски, ничего… Один обед у меня в голове, обед, обед. Да не хочу я жрать-то, твою мать! Ну! А вот обед, обед, говорит, обед. Ты, говорит, «ризум тэнэатис амици»… Ну я удивляюсь, пытаюсь перевести. А ведь тоска, тётя, тоска. А оказывается, всего-навсего значит: Удержаться от смеха, друзья, хоть усраться, - нельзя! Понимаешь, это, значит, по латыни. А мне-то что. Я с собой взял, с собой, правда, кое-что… Ну я говорил насчёт статуй-то. Вокруг них раздели, значит, я это и потерял. Это, что с собой взял. И вот гляжу – деревья, тётка, растут. Говорят, растут до сих пор ещё. Вот я уже там уж не сижу, я всё уже дома теперь пишу, потому что холодно голому, знаешь. Волосок колышется, и ветер Борей какой-то, хрен его знает, там. Шпиль торчит, не знаешь, куда вдарит. Но ты сама понимаешь, ну что такое Петербург? Тётя, ты же живёшь в нём! Ну, ну, так и я, вот теперь дома пишу и позволю себе, тётенька, ну скромное такое, небольшое отступленьице, ну если разрешишь, тётя, ну разреши отступленьице. Я вот… Да я ещё не начал, нет, нет, нет, тётя, ты разрешила? Нет? ну, тётушка, ради бога, ну оно будет коротенькое такое. Я больше про сад говорить не буду. Ну, про аппетит тоже не буду. Что голый был – не буду. Не буду, тётя! И не за то держать буду! Нет, нет, нет, я прямо так, сразу, за квартального подержусь лучше, а? ... Мне тоже неудобно, знаешь, всё-таки люди кругом. Ну не сейчас, но были… Вот они говорят – «во всём блеске». Это я говорю по-русски, да, а они мне говорят: «ту пимпам». Я думал – пимпам – это какая-то вещь. Читаю вот теперь, текст читаю, написано: пимпантэ. Чёрт его знает, а может, действительно, пимпантэ? Я вот всё время в руках его держал. Был не пимпантэ, вроде был кто-то другой. А они говорят, что во всём блеске. А какой у меня блеск, тётка? Знаешь, холод дикий! А я вот сколько тебе говорю, до сих пор так ничего и не съел, понимаешь? Вот и урядник рядом, вот и скамейка есть, вот я сейчас смотрю в одну жопу – это, говорят, Мимоза… Ну, я думаю, жопа как жопа, а почему Мимоза? А мне говорят – сейчас сезон мимозный. Это говорят с другой скамейки. Может, у них какие-то там другие взаимоотношения, не знаю. Я же вижу только жопу, тётя. Но я же не могу сказать, что я их вижу две. Я вижу одну! И никакой мимозы. Просто мраморная, грязная, одинокая жопа. Почему её не мыли, не знаю. Не знаю, не знаю, тётя …
23 января 1981г. – магнитофонная запись
|
|||||