|
||
Е.Михнов-Войтенко.
|
Дневниковые записи Евгении Сорокиной |
А.А. Есть насилие слов - когда за словом не видишь смысла, смысл выходит за знак этого слова... Какого-то определённого языка не существует.
МВ. Существует! очень много языков. Ни ты, ни я - мы не знаем этих языков. Но мы хотим - узнать!
А.А. Сколько слоёв надо снять с себя...
МВ. А сколько на тебе слоёв?
А.А. Сколько дней, столько и слоёв.
МВ. На тебе - свитер и рубашка, и никаких слоёв больше нету, и быть не может. Сними свитер и рубашку - останешься без слоёв.
А.А. Это очень сложно - скомпенсировать бессмысленность жизни.
МВ. Была наука. Называлась - жизнь... (парафраз Р. Плятту в фильме "Фанфан Тюльпан": "Была такая страна - Франция...")
Ты, может, меня слышишь. А, может, и я - тебя... И жизнь была - между нами.
...Артисты что делают? Не появляются на сцене. Зрители - они сами себе артисты, никакой драмы не будет, будет комедия, а что получилось? ...
А.А. Жизнь!
МВ. Ну что ты - мы же в театре...
Далее - чтение МВ "Как Гаргантюа родил Пантагрюэля" (или наоборот) и "Почему люди не должны презирать колбасу". /январь/
МВ ради эксперимента подвесил над дверью палку, падающую при её открывании, палка упала на Алика, а он даже не удивился - "пусть хоть конец света". /февраль/
(МВ отметил мои слова о вертикальной нитроэмали на стене: серый круговорот с крутящейся пеной - бытие наше, а наверху - голубой лепесток неба - как он необходим!/)
В одном из писем Гоголя встретила фразу, созвучную МВ: "Я рад всему, что ни случается со мною в жизни, ...растроганная душа моя не находит слов благодарить невидимую руку, ведущую меня".
(Сон МВ - с тела снялся кусок кожи, а оно осталось невредимым.)
20 февраля - новые вертикали, 24 - голубые диптихи.
28.2 - передача о Рембрандте, с участием Н.А. Лившиц [18], которая умерла в январе в поездке по Италии, её смелые слова о том, что в живописи главное не тема, не сюжет, а сама живопись, способность художника создать на плоскости нечто своё, неповторимое...
3 марта - горизонтали - необыкновенно светлые.
(Ночью, возвращаясь с Солдатского на Рубинштейна, забыли в троллейбусе папку с тушами, догнали - с помощью милицейской машины - уже на Васильевском.)
Ночью - о новой горизонтали "Ускользающее пространство":
- Пространство и плоскость одновременно.
- Нет таких красок, которые бы не сочетались, всё зависит от количества и динамики. (Акимов когда-то говорил, что чёрное с синим не сочетается.) /9.3/
О квадрате 12 марта "Вознесение": Дорожка к маслу.
(12 марта умер о. Алипий [20], о чём мы узнали гораздо позже.)
- Боюсь впасть в манеру - в подражание самому себе. /13.3/
- "Чёрный квадрат" Малевича - это грань, граница - между живописью и прикладным искусством. /13.3/
- Всё-таки, что остаётся от человека, кроме искусства? /16.3/
17 марта - 13 тушей и "Тя но ю" ("путь чая").
21.3 - Ю.А.М.-экспериментатор: решил проверить реакцию МВ, с помощью его охотничьего ножа. МВ должен был, подставив руку, успеть отвести её от удара ножа. Отвёл - раз, второй, а на третий - не убрал руку, таким образом проверяя реакцию врача. Тот не среагировал и поранил пальцы МВ.
6-13 апреля - МВ в больнице на ул. Гастелло, рядом с Чесменской церковью, операция нарыва в горле. Посетила его, а к ночи сама оказалась в больнице Боткина с жутким гриппом. МВ рассказывал, что красный цветок тюльпана, который я ему привезла, - раскрылся, а потом вдруг сник, что его обеспокоило. Сохранилась больничная переписка, одно послание, от А.А., даже в стихах:
"Подарки и стихи умею преподнесть, \ а далее сама ты разбери, \ что нужно, что не надо, \ Михнов руководил парадом, \ претензии к нему ты привлеки, \ я лишь как почта, случай не имея \ посланье разбирать с тоски, \ так заболеть, наверно тоже надо, \ чтоб чувствовать здоровью вопреки, \ что жизнь - мгновения отрада, \ изменчивых, как небо у реки..."
- Художник, реагирующий на мир, и художник, создающий мир. /24.4/
- Один + один = + (диалоги с А.А.)
- Снова стал верующим. (читая Ли Бо) /25.04/
13 мая - переезд на Карповку, 30 -22. Гроза, молния попала в старое дерево у монастыря, оно загорелось.
1 июня - "Зеркало" Тарковского.
18 июня, смотрели "Точки" и другие работы.
- Ты понимаешь, какое это чудо, что можно измерить то пребывание в пространстве и времени, которые неизмеримы... Чем дороги творческие люди и то, что они могут материализовать это... Успеть запечатлеть кардиограмму бытия.
- Жест - очень сложная штука - и по результату, и по началу - когда сливается всё это...
- Самое интересное - это путь... Например, когда ты слушаешь музыку - разве важно, каким будет финал? Ты слушаешь процесс...
- Когда человек ограничен чем-то - временем, материалом - он изобретательнее.
- Когда тебя будут кормить одними шедеврами, тебя будет тошнить от них, ты бросишься на любую падаль - потому что будет работать только одна струна...
Г.Р. ...Везде должен быть один закон.
МВ. Законов нет, ты их ищешь всё время... Закон - это отсутствие законов, всё случайно, другое дело, если это необходимая случайность. /18.6/
Повесили большие нитроэмали, о них:
- Дикость моя, но она стала нравиться больше, чем этот изыск (последняя графика). /июль/
Об отстранении и мечте - осуществить в живописи музыкальный принцип - временной последовательности - 20.7.
21 июля - 2 авг. - село Коростынь на озере Ильмень (перепутанные масштабы - камень кажется горой, а люди в воде - "босховскими запятыми" МВ)
25 июля, вечером - время остановилось, после заката:
- Мир исчезает, и остаются только две капли на кончике умывальника - это и называется отстранением.
- Если бы написать всё это вместе - не каждое в отдельности - и эти капли, и эту безнадёжность умывальника, и таз с сиреневой водой, и это пунцовое облака, и паука на фоне этой надежды... Написать не психологически, а живописно, как это умели "маленькие голландцы"... /25.7/
Радионовости, о том, что Э.Неизвестный хочет эмигрировать:
- Как будто ему здесь плохо! Такие люди, как он, вылезут везде...
- Я никогда не смогу так жить - лишь бы выжить, а после нас хоть потоп. /25.7/
О "девочке" - корне карельской берёзы с северного озера Имандра:
- Нужно любить или не любить, а что тут понимать?
- В природе есть всё, зачем что-то ещё делать? /2.8/
(19 авг. - новые работы, вдохновлённые новыми красками, несколько тюбиков прислала Франсуаза.)
- Это добрая работа? Можно её оставить?
- Обрати внимание - сколько белого в моих работах и как мало его вокруг нас.
Я дарю людям белое - пространство, воздух... /19.8/
- Самое главное - это что? Логика, сказал бы Е.Гросс, - даже если не знаешь, что это такое. /авг./
- Ходил в гости, а там ещё хуже... /12.9/
Середина сентября - сняли "кричащий" "Крест" (нитроэмаль,150х150), вместо него - тюбичный холст (16/I-59г.) - "Война и мир, я и оно". У меня возник вопрос - какой знак был первым? МВ этого не помнит... Хорошо бы сфотографировать каждый знак, получилась бы целая книга.
Из письма МВ Гуревичам, в Иркутск: "...У меня нет ни одного слова, кланяюсь вашим мешкам..." (туристским) /15.9/
17.9 - Р.П., Г.Р. 19-го - В. Арзуманов из Парижа.
- Больше он не приедет - утопится в Сене. Потому что там нет людей, есть только прохожие.
-
Как выйти из аккорда, который сам создал?
Создал стиль, которого ни у кого не было, но как из него выйти? /сентябрь/
25 сент. - ученики и сын Н.А. Лившиц.
Возражение МВ, на слова зрителей, что благодаря работам МВ мир становится богаче, расширяется:
- Я ничего не добавлял, я только подчёркивал то, что в нём есть, в этом мире.
После передачи о физике, кварках и том, что иногда часть может быть равна целому:
- Я об этом давно знал - из своих работ... /сент./
О тушах: После них работать трудно, они - предельные...
О работах карандашом: Парадоксальные объёмы - они и плоскость, и объём одновременно. /12.10/
/13 сент. - Ботанический сад/
- Остолпенел. Собираю мысли - нету. /14.10/
О работах "Рококо", "Горизонталь" 23.III.75г., вернувшихся от Р.П.:
- Какой покой принесли они в дом... Туши - тоже покой, "Точки" - другой. Покой покою рознь...
- Что такое счастье? - это лёгкость, это активное состояние, когда всё интересно, всё входит в тебя... /17.10/
После вечера памяти Л.А. в клубе ЛПИ 18 октября:
- Лучше бы Понизовский не читал стихи, а Охапкина лучше бы совсем там не было - с такими пустыми глазами говорить об Аронзоне и пришпиливать его к обереутам!
О квадрате 9.XI.74г.:
- Не мой. У меня все формы - живые. Застывшие формы разрушают живопись. Ведь что такое живопись? - Писать живое.
Об Уильяме Тёрнере, после выставки в Эрмитаже:
- Он один из первых, если не первый, сделал попытку - в 60 лет! - освободить живопись. Импрессионистам оставалось только освежить краски.
Тусклость палитры, только в одной картине попробовал "поиграть с цветом" (разноцветные контуры парусов).
Он занимался не цветом, а светом, т.е. тоном, световыми эффектами. (Рембрандт моделировал свет при помощи цвета.) Белое он старается приблизить путём его рельефности, а тёмное - лессирует, уводит в глубину.
О выставке детского рисунка там же: Насаждают абстракционизм - поздно, так как дети уже испорчены и беспомощны.
Слушая Глена Гульда:
- Он не просто играет - он любит - эти клавиши, эти звуки, он ласкает их.
МВ играл на рояле короткие экспромты, заканчивая их одним и тем же - добрым, умиротворённым аккордом - аккордом до-мажор. /ноябрь/
О квадратах1974 года: Посмотрел на них - и про всё забыл... /25.11/
(об этом же у Г. Мелвилла: "Океан исполнен такого горя и несчастий, что в этой бездне горе одного человека теряется подобно капле".)
(1 дек. - Е. Рухин и Нортон Додж)
(15-24 декабря - МВ в больнице С-Степанова)
[1970] [1971] [1972] [1973] [1974] [1975] [1976] [1977] [1978] [1979] [1980] [1981] [1982] [Примечания]