|
||
Е.Михнов-Войтенко.
|
Дневниковые записи Евгении Сорокиной |
Е. Михнов, человек театрального склада, совмещавший в себе талант актёра, режиссёра и художника, говорил настолько образно, афористично, что его высказывания запоминались. Я начала их фиксировать уже в первый год нашей совместной жизни, в 1970-м. Затем мои записи приобрели форму дневника. Некоторые беседы с друзьями воспроизведены с магнитофонных плёнок.
В конце текста дан Указатель имён, которые здесь сокращены.
МВ: Нет - ни меня, ни тебя. Есть только боль... (известие о смерти поэта Леонида Аронзона 14 октября)
- Гении - в могиле. Живущие - не люди.
- Жизнь - ежедневная смерть.
- Бабочка вылетает в мир, чтобы умереть...
- И всё покрыли хризантемы...
До того: май - знакомство в доме на Потёмкинской, напротив Таврического сада.
С июня - ул. Рубинштейна (д.18, кв.23) [1]. В июле - неделя на берегу Вуоксы, в Лосево, откуда нам пришлось уехать раньше окончания срока путёвок в палаточной базе отдыха [2].
МВ: Я люблю в тебе то, что ты в себе любишь.
Из диалога с Ю.Галецким, 9 августа:
Ю.Г. Мир прохудился местами, мы штопаем его словами.
МВ. В этом есть какая-то ложь.
Ю.Г. А в этой лжи разве нет истины?
МВ. ...Шёл дождь. И вдруг из дождя возникает...
Ю.Г. Какое счастье, когда ум перестаёт дёргаться. Страх потери личности - теперь мне не страшно, потому что я себя потерял. Ты хотел бы быть богом?
МВ. Нет. Я хотел бы уйти.
Ю.Г. Успокой свой ум, и ты не найдёшь своих следов здесь.
МВ. Чего ты меня пинаешь? Я и так умер...
Ю.Г. Весь мир состоит из пепла.
МВ. ...Конца нет.
Ю.Г. А любовь есть?
МВ. Была.
Ю.Г. Ты же никого, кроме себя, не любишь.
МВ. Я люблю всех, кроме себя. Я себе очень неприятен.
Ю.Г. А какой?
МВ. Постоянный.
Ю.Г. Скорбь начинается, когда есть идеал. Любовь - это единственное пламя, которое сжигает скорбь.
МВ. А я копчу.
Ю.Г. В нашей копоти мы сами виноваты.
МВ. ...Ноль, ноль, ноль - и вдруг возникает музыка...
Ю.Г. Я не хочу потрясать нимбом, я человек в кепке. Под этим куполом у меня летает несколько птиц-мыслей.
МВ. Ты же мёртвый.
Ю.Г. Я нашёл напиток для себя - любовь. Мне одиночество не грозит, я сам - одиночество.
МВ. Брехун ты, кухарка. Самозванец. А почему ты брюхо отрастил?
мне: Ты помнишь, приехал толстый человек (в Лосево), и мы должны были уехать...
МВ. (о Ю.Г.) Очень тонкий знаток. Настолько тонкий, что рвётся постоянно. /9 авг./
МВ. ...От меня все бегут, как крысы. Бегут. Ну, бегите, бегите! А какие красивые были. И все думают, что другие бегут от них...
Мама, мама, я с ней поссорился. Но она дорогой мне человек. Ну и что, что она меня родила? За что я должен мучиться? ...
(Когда я поехала к Л. Аронзону, просить помощи в этой тяжёлой ситуации, он сказал: "У него есть ружьё. Это самый лучший выход...")
После 14 октября:
19 окт. - приходил М.А Куни [3], с которым познакомились на похоронах Аронзона. Говорил, что человек - машина, которой нужно уметь управлять, вызывать в себе положительные эмоции. Дети - не автоматы, и потому не поддаются гипнозу...
(20-28 окт. - МВ в больнице им. Лебедева. Там с него сорвали крест.)
- Время - ручей журчащий - один стою на камне - посреди реки - вода точит его - а он стоит на камне - и как будто от воды неотделим - сверху смотрит на воду. /9.11/
О видах ума: Первый - который заставляет радоваться, второй - ум, который заставляет подумать о своём уме, третий - не в своём уме.
- Играть перед одним человеком гораздо труднее, чем перед толпой.
- Мало драматический театр. /ноябрь/
- Что нужно для того, чтобы быть счастливым? Или быть слишком пьяным, или слишком влюблённым. /16.11/
- Стихи на паркете - лежат - как дети...
- Узор, подобный незабудкам, и нет здесь места для рассудка, тоска его припоминает, сомкнул ресницы, видишь будто - ковёр завёрнут с двух сторон, и ты - последней незабудкой выходишь вон. /16.11/
- Если долго смотреть на воду с моста - прыгнешь. /27.11/
- Я начинаю завидовать ему (Аронзону).
- Люди - приходят редко. Приходят пальто, шапки, мнения, а людей - нет. /3.12/
О памятнике Л. Аронзону: Здесь лежит маленький человек, раздавленный этой огромной чугунной какой.
- Мир един, неделим и проницаем мгновенно (говорил философ Петров-Бытов [4]), всё зависит - от проницаемости.
- Видеть и быть - жить в картине.
- Я никогда ничего не делал для себя... Я хочу, чтобы люди были прекрасны...
- Есть мир, и ты - мир. Холст - между. Коснуться их. /декабрь/
О живописи МВ: Освобождение обычно вызывает страх - не за что зацепиться. А здесь - радость. Эдгар Б.
МВ. Внеличная живопись - жизнь сама по себе... Незнание того, что может произойти, саморегуляция... Отнесись к живописи беспристрастно - свободно...
- Не дерево, а мир в виде дерева.
Эдгар Б.: Понять Бога можно только глазами Бога...
МВ. Бог - ощущение целостности. Дополнено МВ: Первично сознание, а не личный опыт, - ощущение целостности (все - одно), но как назвать его - сознанием, Богом?
- Живопись - это дороги, дороги...
- Живопись - грань между Бытием и Небытием. Она вопреки небытию.
- Существует Вертикаль и Горизонталь...
(Дополнено МВ позже: Восприятие человека имеет свои законы, искусство - тоже, но художник не знает их заранее, он должен открыть их.)
- Графика - опасная вещь, я её сделал и понял, что могу всё, а теперь я не могу ничего...
- Сфера - не имеет формы, но она полна, потенциально богата (дополнено МВ позже: существует сама по себе.)
- Искусство - тот же чёрный ящик - бездонный, неизвестно, что вынешь.
- Где моя воля? Отпустил её - пусть погуляет!
- Интеллектуальный уровень людей, носящих одежду, - ниже, чем у тех, которые ходят голыми.
- Что делает труд? Превращает женщину в человека, а мужчину - в животное.
- Лоб у человека - лишняя вещь. Чтобы получать по лбу.
- Найти человека - труднее, чем выйти из леса... Он существует, но где?
- Жан Габен - гениальный артист, так как он владеет покоем (восточный человек).
- Восток свободнее и проще - открытее - воспринимает мир.
- Подобное познаёт Подобное.
[1970] [1971] [1972] [1973] [1974] [1975] [1976] [1977] [1978] [1979] [1980] [1981] [1982] [Примечания]