|
|
О художнике - его современникиВалерий Кулаков
Мир каждого художника - будь то Боттичелли, Босх, Рембрандт, Врубель или Жорж Руо, - вселенная, обладающая своими параметрами бытия. Это заставляет зрителя всякий раз искать заново "ключ" к прочтению работ художника, которые он видит впервые.
Каждая из картин Евгения Михнова требует долгого всматривания, внимательного изучения: если общий "декоративный" эффект её улавливается на расстоянии, то при близком рассмотрении в картине открывается мир неожиданный, завораживающий, в котором есть что-то от ускользающего сновидения.
Это - искусство, обладающее глубоким духовным измерением. Постигнуть его - значит заново взглянуть на многое привычное в окружающем нас мире, увидеть в нём новое для себя через призму "художественного" восприятия действительности. В этом - общее назначение искусства, и этой его благородной цели отвечает творчество Евгения Михнова.
Мир художника - не предметный, не вещественный: он ассоциативен и музыкален в точном смысле этого слова. Подобно тому, как музыка крайне редко изображает что-либо, будучи скорее призвана выражать эмоциональный мир композитора посредством звуков, живопись Е.Михнова внушает зрителю то или иное эмоциональное состояние. Диапазон этих состояний очень широк - от сумеречного, драматически-экспрессивного до просветлённого, мажорного, почти праздничного настроения. В каждом случае эмотивный мир задан красочной гаммой (в которой преобладают излюбленные художником холодноватые тона, очень тонко разработанные в своих переходах и сопоставлениях), напряжённой, изощрённой фактурой работ, а также их композиционным решением.
Необычная техника (темпера с добавлением чёрного соуса, своеобразный способ наложения краски) даёт "глубинное" звучание каждому тону, иллюзию объёмности и даже парадоксальной пространственности.
Светоносность краски, сопровождаемой тенью, которая поглощает её целиком, рождает эффект освещения "изнутри" - ослепительного или приглушённого, рассеянного в изломах фантастических форм, либо ясно разлитого во всём поле картины.
При всей кажущейся сложности образного и эмоционального мира работ Е.Михнова, им неизменно свойственно одно качество, которое также присуще и любому музыкальному произведению, - ясность, почти строгость композиции. Композиционная гармония в работах художника настолько выверена (или интуитивно найдена художником), что - кажется - будто в них нельзя ничего изменить, убрать или добавить - без того, чтобы не нарушить это "классическое" равновесие.
С работами Евгения Михнова нужно оставаться как бы наедине, чтобы "вслушаться" в них - при этом надо уметь отрешиться от уже имеющегося, конечно, у каждого зрителя визуального опыта. К ним следует подходить не с готовыми заранее мерками ("понятно", "непонятно", "похоже", "красиво" и т.п.), а попытаться найти и постигнуть их собственные "законы бытия", которые сотворены фантазией и чувством самого художника.
Валерий Кулаков, искусствовед, Москва. 7 февраля 1982 г. (к московской выставке Е.Михнова-Войтенко)
|
|