|
||
Е.Михнов-Войтенко.
|
Дневниковые записи Евгении Сорокиной |
В конце января освободили стену от мебели - для временных экспозиций.
28 -го - Елагин остров - лыжи.
- Жизнь - это лыжи напрокат. (Говорят, 70 рублей стоит. Лыжи целы, зад разбил.)
Как понимать беспредметную живопись (телемастеру, попросившему её объяснить):
-
Надо видеть. Понимать - значит - воспринимать.
Нельзя любить рационалистически. (Об искусстве в спорте и спорте в искусстве.)
Слушая Вивальди:
- Куда они дели музыку - все эти Малеры, Бородины, Кюи... /9.2/
Экспозиция чёрных квадратов, вторая.
С 12/2 - в/в уколы, на последнем - "гигантская флюктуация" - гематома, а мы ещё после этого катались с детской ледяной горки в парке...
О новых работах:
- Этот квадрат какой-то странный, ... фигаративность из него так и прёт. /23.2/
- Масло имеет тело. Почему я и пришёл к рельефам.
А это (работы последних лет) - бестелесно. Что и хорошо... /24.2/
Март - работы, получившие название "Багатели" (в честь "Багателей" Франсуа Куперена).
О квадратах:
- Эта форма - наиболее оптимальная, свободная от заданности, в отличие от вертикали и горизонтали. /22.3/
МВ нашёл у Л.А. строчку, которую нельзя перевести: "...той горы, где голубое тихо делается синим". В английском - синее - это тёмно-голубое, а во французском - голубое - светло-синее. /25 марта/
- Ещё один день пропал, а их остаётся всё меньше... /28.3/
К. В. Говорова: Мне кажется, когда у тебя плохое настроение, ты пишешь тёмные картины.
МВ. Когда у человека хорошее настроение - он ничего не делает...
О современной музыке: Пижама на музыке.
О работе (78/117), которая одна висела на стене: Она жалуется, но она гордо жалуется... /30.3/
31 марта кинокамерой Л.А.(подарила Рита) сняли первые пробные плёнки.
Об иллюстрациях МВ к книге Г.Козинцева "Наш современник В. Шекспир":
- Это уже не типы, а иероглифы - кстати, это очень близко Шекспиру.
"Центростремительный" Гамлет (неопубликованный эскиз).
- Мне нельзя быть зрителем. Я не могу тогда работать. /2.4/
- Я выпал в осадок. Меня надо взболтать... /2.4/
- С каждым днём на один день становится меньше. /5.4/
В одном учреждении (на ул. Каляева) спросили, какой живописью занимается МВ, ответил:
- Конечно, реалистической.
О восприятии: Привязывают незнакомое - к знакомому, чтобы было спокойнее. (От страха.)
17 мая - Эрмитаж, французская живопись из музеев Японии. Сутин разочаровал МВ: "в репродукциях интереснее", отметил Руо и "Мягкий спуск" Вламинка, где "напряжённая перспектива", но большой его натюрморт в серо-жемчужной гамме - "распадается на части".
По поводу цвета тюльпанов: Это ведь не цвет, а организм. Цвет действует на сетчатку глаза - этим пользуется художники, но дальше этого не идут...
Сделать яркую работу - рука не поднимается.
О работе "Путь" (была на выставке 1976г.):
- Напряжённое ожидание - события - что-то должно произойти...
Это именно путь, то есть нечто динамическое... /29 мая/
Это своего рода "Герника " наоборот... /июнь/
Белый холст на мольберте - цветные тени - от голубого до коричневого, в зависимости от удалённости объекта, фото - 30 мая.
Май - перечитали "Мастера и Маргариту", МВ - о первосвященнике Кайафе, который сказал "пусть один умрёт за народ".
1 июня - одна работа (под ней - пять, последняя - "со злости").
Об особенности России: У нас ничего не умеют хранить.
(разрушение церквей, использование икон вместо досок в хлеве, завалы картин в запасниках Русского музея в 50-х - МВ поднял один холст - это была "Прогулка" Шагал, поднял другой - "Два кольца" Малевича.) /начало июня/
- Достоевский - разложил себя по всем братьям Карамазовым. Гоголь тоже себя разложил, но как? - в характеры. А Достоевский - в душу лезет, трогает, заражает. Эпидемичен патологически.
- Вымученные стихи (у Пастернака), многие ценят его как раз за сложность, нагромождение образов... Близок мир Аронзона, "ему бы сейчас развиваться, всё только зачатки..."
- На стене - работа другая, на такая, как на рабочем столе...
Открыл "Пассакалию" Баха, слушали несколько раз, настолько "ёмкая" (МВ) музыка.
О холсте под условным названием "Дактилоскопия розовой дамы":
- Затягивает - постепенно. Как "Пассакалия" Баха. /13.6/
О материалах:
- Я исхожу из имеющегося материала, а не из того, что бы хотел... Масло, например, меня совсем не интересует.
- Живопись - это цвет? Цвет - только один из элементов живописи. Что живопись - краска, на это я могу согласиться, но что цвет... /14.6/
- Никакая репродукция не заменит впечатления от общения с оригиналом. /14.6/
-
Музыку хорошо слушать, не видя того, кто её исполняет.
Пусть я проигрываю в качестве, но зато я свободен от вещей, мешающих её
слышать. /14.6/
Повесили графику 78-79г. - для И.Я. Поддубного:
- Карандашикам было стыдно... (за зрителей) Вы видите - они становятся цветными, они порозовели, покраснели уже... /15.6/
- Когда я не работаю - что остаётся? - так называемая "жизнь" - пустой звук. /16.6/
18 июня - Ирэна уговаривала МВ эмигрировать.
- Что значит для меня уехать? Пересесть с одного дивана на другой... Я - не делец.
Повесили "Тутти" ("Все вместе") - нитроэмаль1959г. (1,5х1,5м.) Чёрный багет едва сдерживал бушующую лавину "гармонизированного" хаоса:
- Я нашёл тогда для себя некий оптимальный размер, которым мог владеть органично.
Всё-таки прекрасная вещь - размер! /23.6/
В конце июня попробовал вспомнить технику "дутой" туши 1974 г. (туши, выдуваемой из трубочки пульверизатора) - работы получились совсем другие:
- Вот что значит - процесс. Это контакт - с бумагой, с красками, с инструментом. Какой смысл работать, если процесса нет?
Узнав о том, что Д. и другие используют диапроектор при написании картин:
- Разве это творчество? Это ремесленничество.
В конце июня - фотоальбом о МВ - для русских французов Махровых: "Да не пропадёт наш скорбный труд", подписали - ЖЖ.
2 - 6 июля - Мстинский Мост на реке Мста. Отдельный дом найти не удалось, проводила МВ в Окуловке на поезд, а дядя Толя, которому понравилась хозяйка, остался. Продолжила поиски дома - сначала обошла соседние деревни со смешными названиями (Сурики, Кривое), потом поехала ещё дальше, к озеру Боровно...
- Я - открыт. Мне нечего скрывать. А Алик кулачок держит. Трудно его держать, но держит... /15.7/
- Распадение личности - это и есть жизнь. У большинства и распадаться нечему...
- Какая разница - убит миллион или один человек? Ты прекрасно знаешь, что миллион тебя не касается, а один человек тебя касается. Миллион - уже не человек, а цифра, а ведь это живые люди... /16.7/
27 июля - 19 сент. 1979г. - д. Авдеево, Окуловский район, Новгородская область.
Дом у озера, сначала показавшийся неприветливым, после первых работ МВ преобразился, а лодка, которой мы владели, открыла новые просторы.
Озеро, до края которого так и не добрались, острова, поросшие лесом, удивительно извилистая речка, вверх по которой поплыли однажды, преодолевая опасные преграды - затонувшие стволы, похожие на крокодилов, склонившиеся над самой водой деревья. Если бы не пороги, приплыли бы в Сковородку - деревню, куда автобус не ходит, и все, даже бабы, ездят верхом на лошадях, или в телеге, рядом с которой бежит жеребёнок.
Есть там и "Царское" озеро, где жил когда-то "прынц", и до сих пор водятся лини... Лес - разнообразнейший - со всех сторон. Огромные, прямоствольные ели, как сказочные великаны, прячущие что-то под своими ветками. Дальше - весёлые берёзовые рощицы, где стоят красные грибы с большими, как караваи, шляпами. А на горе за озером - розовеет сосновый бор...
Самовар, русская печка, туманное старое зеркало, удлиняющее лица (как Эль Греко).
В первый же вечер пришёл сосед - без ноги, в кепочке с пуговкой, с голубыми глазками. Рассказал всю свою биографию - и про войну, и про колхоз, и что коней любит, а под конец - что жить-то уже и надоело... Другой, кузнец, обычно молчаливый, перед нашим отъездом тоже вдруг заговорил - о том, что хорошо бы уехать куда-нибудь в глушь, в тайгу, где вообще людей нет.
Поразило частое употребление слова "родные" - даже по отношению к овцам: "Родные, что ж вы так рано пришли?"
Когда возвращаешься в город - от полей и лесов - люди воспринимаются по-другому, то есть они - воспринимаются...
Работы, преобразившие дом в деревне: Как ЗНАК изменяет ЗНАЧЕНИЕ! - бытия. /29.8/
- Созерцать - и действовать! Действовать и - созерцать!
В природе: Днём все краски обесцвечиваются, вечером вдруг всё становится цветным.
Какое богатство серого! (на озере после заката) /30.8/
4 сент. - ранним утром - работы с новой синей акварелью, день - на реке, испытание паруса. Белка, спустившаяся к воде. Язь!
5-го - МВ сделал флюгер, для определения попутного ветра, и флаг - белый, при оранжевом парусе.
О соответствии размера работ содержанию, смысловому значению и техническому исполнению:
- Работы, небольшие по размеру, вырастают, когда входишь в них, - из-за их насыщенности, и размер уже не играет роли.
У Эль Греко большие размеры картин соответствуют содержанию, хотя опять-таки размер перестаёт ощущаться, когда входишь в работу.
Висящие в Русском музее громадные картины Бруни, Поленова, Репина и других - мизерны по содержанию, и их размеры оправданы только размерами стен.
По технике - нитроэмали нужны большие поверхности, а темпере, гуаши большие размеры неорганичны, это будет уже раскрашивание, а не дыхание.
У Феофана Грека больше всего впечатляет жест - вблизи видно, что это не раскрашено по эскизу, а сделано одним ударом кисти.
- Картина вообще вещь интимная, а приходится смотреть её в музее, где дополнительно навязываются чуждые впечатления (толпы экскурсантов, окружение, в котором висит картина, и т.п.). /6.09/
Киносъёмки, перед отъездом: 16 сентября, 17 - закат, 18 -лес.
О самозащите человека - от непонятного. (деревенская женщина увидела работы МВ) (Об этом - латинская пословица: осуждают то, что не понимают.)
Телепередача об А. Грине, о неоконченном романе "Недотрога" - так называется растение, которое, по легенде, расцветает, если к нему прикасается добрый человек, и вянет - если злой.
- Когда смотрят мои работы, я чувствую себя, как растение "недотрога". /21.9/
- В человеке есть нечто, что спит. С помощью искусства человек открывает самого себя - в себе...
(После слов В.Н. А-ва о его шефе, который вдруг начал воспринимать живопись МВ.) /21.9/
- Всё хорошее в жизни дал мне случай. Случай - это понятие огромное, в нём много компонентов. Хотя бы этот маленький случай - бумага... Случай, случай, случай - можно с ума сойти, а можно и возрадоваться. /23.9/
- Для моей живописи искусствоведы не имеют адекватной терминологии, но зритель - в ней не нуждается, он воспринимает - непосредственно...
- Необходима новая наука - духоведение. /28.9/
Сон МВ в конце сентября: Куда ты торопишься? Какая разница - двести работ или одна? - Одна работа ничего не скажет... - В конце концов остаётся одна работа...
Слушая "Пассакалию" Баха: Музыка линейна во времени, но если её каким-то образом уплотнить - получится живопись - "спрессованная музыка" (в вертикальном сечении). /конец сентября/
Об охоте, о том, что собака ищет дичь не для того, чтобы съесть, а чтобы найти - запах. Охотился для Рекса. Стрелять навскидку - всего мгновение, чтобы сориентироваться... В тетеревов не мог попасть, потому что от удивления непроизвольно стрелял в другую сторону, настолько это торжественное зрелище - мощные чёрные крылья с белыми перьями, хвост лирой... /30.9/
- Движения нет без опоры на корни. /1.10/
В моих работах есть элемент блуждающей опоры. /добавлено в декабре/
Книги на полке - одна вынута, но кажется, что она там:
- Это отсутствие есть тоже присутствие...
О "Коанах", что требуют работы со стороны зрителя:
- "Путь паломника" тоже требует работы, но она другая - приятная...
Я смотрю на "Коан", смотрю, а он всё раскрывается и раскрывается, всё вылазит, разворачивается, раздвигается... Сказать, что это приятно? - нет, сладостно! Я участвую в некоем действе, и оно - и я. /6.10/
О материалах:
- Почему-то масляная живопись ценится дороже. Бумагу можно пропитать подсолнечным маслом, будет жирно! Масло можно выдавать в придачу.
Почему я работаю темперой - соус даёт мягкость... /6.10/
Кто-то: Есть работы, которые нравятся всем. МВ: Это меня и беспокоит.
По поводу "спорного" квадрата (№79/24):
- Посмотри на него - от другой точки, не сверху, а снизу, например. Можно смотреть от части - к целому, а можно - и от целого. Дело в том, что в этих работах нет центра - он может быть в любом месте. /12.10/
Вспоминая слова настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия о необходимости центра в картине:
- Бога нельзя изобразить. Бог не на сцене, а за кулисами. (А как изобразить Дух Святой?) /12.10/
О восприятии:
- Слушать музыку и слышать её - разные вещи. Слушать - активно. Смотреть активно.
В отличие от музыки, живопись зафиксирована. Восприятие, наоборот, текуче.
Восприятие - тоже процесс, оно текуче - в диалоге. (Даже жёлтый листик клёна все увидят по-разному.)
В процессе работы - постоянно между - да и нет. (Неизвестное "да" и известное "нет".)
- Интересно было бы дать эту работу для копирования (если бы это было возможно) - все сделали бы разные копии, но что бы они копировали? Какое измерение? Какай пласт? Видимо, что попроще, познакомей. А ведь можно и?!
- Я смотрю изнутри ситуации, а ты - извне. (В.Н. А-ву, на его слова: "Твоя живопись - открытие какого-то невероятного мира..., поразительная убедительность невероятного...") /17.10/
- Не жизнь, не сон, какая-то тягомотина - не заснуть и не проснуться... /середина окт./
Читал "Школу для дураков" С. Соколова. По этому поводу в блокноте запись МВ: "Нельзя лишать человека главного необходимого - открывать всё самому..."
26 окт. - первые работы, был недоволен ими:
- Очень трудно - физкультуру (бадминтон по утрам) - совместить с искусством... (поэтому бадминтон отменили).
27-го - В.Н. А-в, Ю.Ф., с костромичами.
- При чтении - отключаются какие-то зрительные рецепторы - ненужные для чёрно-белого текста, и если вдруг оторваться от книги и посмотреть на живопись, они - отдохнув - включаются, и сразу видишь работу - без помех, всю целиком - открыто. /28.10/
Если делать фильм о живописи МВ - цветные кадры с работами будут восприниматься обострённее, если их чередовать с чёрно-белыми. "Чтобы умыть глаза" - добавил МВ.
О Древней Греции - если бы не было Древней Греции, не было бы и Возрождения, и классицизма, не было бы двух тысячелетий подражания подражанию: Недаром я назвал одну из работ "Так-то, эллины!" /30.10/
30 окт. - сон МВ: чёрный и белый огромные полубарсы-полудоги, с головой гепарда.
После выступления по радио О. Целкова., захлёбывающегося от похвал Западу:
- Это своеобразный пробный камень для людей - они обнажаются, как в бане, и оказывается, что у одного ноги кривые, другой - урод и т.д.
О ХХ веке, веке халтуры: Люди делают вид, что что-то делают. /1.11/
Об органных произведениях Баха, в том числе "экзерсисе на педалях":
- Это всё равно, что моё соло на "лопате" (шпателе, которым сделаны многие работы, например, "Багатели").
Поэту:
- Слово - большая сила, с одной стороны, а с другой - пустой звук. Можно, конечно, словами творить пустоту, а можно - чтобы пустота создавала слова...
Зачем существует рифма, зачем существует ритм, зачем существует образ? Когда на ней написано, что это рифма, это вульгарно, но когда я её не замечаю - это организм. /2.11/
Об эффекте двойственности:
Когда смотрели "Багатели", в одной из них обнаружился тот же эффект "двойственности", что и в "Беседах" 1966 года (грифель), когда одно и то же можно увидеть, как выпуклое и как вогнутое, поочереди.
- Это, конечно, не преднамеренно, чтобы так именно... Но ведь повторяется и не раз... Чаще не "двойственность" присутствует, а "многослойность" и "безразмерность". /3.11/
О джазе, слушая "Такую высокую луну" Эллы Фитцджеральд:
- Она ничего не навязывает - ведёт с собой - ты уже не слушатель, ты уже участник - ты чувствуешь, что это ты поёшь - её голосом...
Если ты способен это воспринять и способен это сохранить - происходит жизнь.
Джаз возродил Музыку. /4.11/
О работе "Листопад" (78/114):
- А ведь она голубая, и никакая не "глиняная" (по определению Р.П.). Только эта голубизна - веет над ней, а не лежит на поверхности. (7.11, рано утром)
О новом слове:
- Необходимо новое слово, среднее между "случайность" и "необходимость" - ПРОВИДЕНИЕ? - как из двух противоположных нот в джазе получается третья - "голубая". /7.11/
О квадратах осени 1974 года (экспозиция из 30 работ):
- Каждый из них, как крик о помощи, о радости, о внимании - к тому, что есть: вот оно - здесь! - не за миллиардами звёзд...
- Теперь я могу поверить в самоубийство мальчиков от счастья (о чём говорил А.А.), - действительно, если увидеть однажды сияние, а потом, отвернувшись, понять, что его - больше нет, то зачем это всё...
- Как можно говорить: "эта картина мне не нравится", как будто от того, что водопад кому-то не нравится, он перестаёт существовать...
Или говорить "этот цвет (лиловый, к примеру) я не люблю", работа ведь - это не платье! /8.11/
9-10 - оформление квадратов 1974г., купили стёкла для окантовки, но они оказались зелёными. 13-14 - МВ починил магнитофон, слушали запись 1976-го, после открытия выставки: Леонов, Путилин, Росс, Есауленко, Э.С. - все уехавшие. Стёр запись.
В.Н. А-ву, перед его поездкой в Москву по поводу выставки Михнова:
- Помни, древние говорили, что земля держится на... Значит, на чём-то она держится! /11.11/
Г.Р. ("йог с телефоном"): Что ты сейчас читаешь?
- Мысли на расстоянии. Вообще, не дай Бог их прочитать - такая скука или ужас. /12.11/
Экспозиция из работ одного дня - без купленного коллекционером квадрата, его явно не хватало в этом ряду: Как вырванная страница из книги...
- Финальные работы (29.3 -1.4). Неожиданно мощные, как начало.
О квадрате 2.6.79 г., работа висела одна на стене:
- Посмотри на тёмный кусочек её слева, а потом - имея его в виду - работу целиком. Как всё выступает вперёд, становится выпуклым...
- Живопись предоставляет возможность, какой не даёт, например, музыка (можно, конечно, поставить пластинку несколько раз, но ты всё равно будешь слушать её линеарно), - возможность длительного восприятия момента. /15.11/
- Живу среди духонемых. Духослепота. Духонемота. /16.11/
- Картина - предлагает человеку - жизнь, говорит - ты уникальный, единственный, неповторимый - живи! А человек - не хочет.
В конце ноября читал по утрам Гоголя (отметил: "...На то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде"), "Дневник писателя" Достоевского и Пришвина: "Внимание есть основная сила творчества".
26 ноября. Ветру и гриппу вопреки - бадминтон утром. Днём отвезла Р.П. работу в подарок, она начала вставать после инфаркта. МВ написал на обороте: "... в день возРождения".
9 декабря - два больших квадрата. Теперь стол функционирует в две смены: днём - МВ, вечером, до ночи, я - оформляю работы, новые и старые. Первый светлый день за последние месяцы - будто благодаря борьбе МВ с тьмой.
Квадрат 7 дек., с которым МВ "сражался врукопашную", оказался "побеждённым победителем" (Рильке?). С работой №2 - "ничья" (МВ).
О новом квадрате (7.12.79г.):
- Как будто возродилось что-то утраченное, какое-то ликование, - это и Шествие, и Пришествие. И приближается, и уходит, это и изнутри, и снаружи... Я не понимаю, как это сделано... Как будто вынимаешь из маленькой матрёшки - большую.
И ещё странное явление - этому квадрату нужно большое расстояние для смотрения - вблизи всё исчезает, трансформируется... Всё-таки есть в форме квадрата что-то магическое...
Почему я боюсь иметь дело с маслом (одна из причин) - работа будет бесконечной.
9 декабря - пока было темно для работы - эксперимент: рисунки карандашом - с закрытыми глазами!
Задумал написать "Азбуку" для зрителя: "Я ведь тоже в какой-то степени зритель. Зритель - соучастник, равно душный зритель, не ровно душный."
МВ говорил о своей "Азбуке" В.Н. Альфонсову ("михновофагу"), тот не понял.
- Есть ведь люди, которые жаждут, им достаточно, может, одного толчка... Надо помочь человеку (зрителю), дать ему возможность на что-то опереться, преодолеть. На внутренний духовный свой опыт? - не эрудические знания, разложенные по полочкам, из которых потом можно составлять мозаики, из пустого в порожнее. Ну как подставить руку старушке или слабому протянуть. Ему бы только подняться, и всё, а далее сам уж иди. /12.12/
Перестал работать: Почувствовал, что передо мной - стена. /середина декабря/
22-23.12 - "Проповедь" МВ (Рождественская) - "И мечутся слепые, мнящие себя зрячими, тени, а не дни наши..." (запись МВ в блокноте № 1)
- Иногда смотришь на работу, а глаза пустые, но ведь виновата не работа...
- Мы теряем друг друга - каждую секунду, и мы не находим - друг друга.
"Завещание":
- Не знает меня плоть моя, не слышит дух, которому внемлю, и в этой ситуации просто хочу сказать (может быть потом не успею) - так вот сейчас: возьмите душу мою, немножко, и оставьте тело моё - моим близким...
Потому что явился я не в то время, когда, видимо, нужно было что-то совсем другое, а явился я именно в это время, когда оно есть.
И всему, что вокруг, и большое - до меня, и маленькое - после, гордится пусть тем, что сделал я то, что не советую делать другим!
И весьма это было трудно. И для других счастливо было. И вот они пришли (если придут), и ничего не увидели, а за ними другие будут, уже незнакомые тебе. (30 декабря - продиктовано, в 22 часа)
[1970] [1971] [1972] [1973] [1974] [1975] [1976] [1977] [1978] [1979] [1980] [1981] [1982] [Примечания]